Так, развитые страны (английский вариант термина: developed  страны с рыночной экономикой и самым высоким уровнем жизни своих граждан.  К их числу относят США, Японию, Канаду, Францию, Германию, 
Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. товаров и услуг населению мира в 2000г.,% Страны игруппы стран Число ВВП Экспорт 

В табл. 6.2 перечислены 33 страны с развитой экономикой. Семь крупнейших с точки зрения объема ВВП стран - Соединенные Штаты, Япония, 

д-р экон. наук, профессор, ИМЭМО РАН
Глазова Е.С.,
канд. экон. наук,
старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
В статье рассматриваются основные характеристики современного налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Значимость данной темы объясняется двумя главными причинами. Во-первых, огромной ролью налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой в формировании и распределении доходов как предпринимательства (юридических лиц), так и населения (физических лиц). Доля всех налогов в валовом национальном продукте этих стран примерно составляет от 30% до 40%, с преобладанием налогов общегосударственного (федерального в федеративных государствах) уровня. В ведущих развитых странах эта доля составляет: в США – около 1/3 валового национального продукта, в Германии – около 40%, во Франции – 45%, в Англии – 37%, в Японии – 30%, в Италии и Канаде – примерно 40%.
Во-вторых, тем, что в 1980-90-е годы в ведущих развитых странах произошли принципиальные изменения теоретических и практических основ налоговой политики, оказавшие и продолжающие оказывать существенное влияние на экономическое развитие этих стран.
Основные функции и виды налогов
Современная налоговая система развитых стран заметно усложнила свои функциональные задачи по сравнению с прошлым. До середины XX в. эта система была в основном направлена на выполнение фискально перераспределительной задачи, т.е. путем перераспределения доходов предпринимательства и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают примерно 90% доходов госбюджета). Наряду с этим в функционировании систем налогообложения большую роль играло исполнение требований организационного и расчетного характера, требований, список которых расширялся и усложнялся по мере приближения к современному периоду. К числу этих требований или задач можно отнести определение и расчет тех или иных налогов, эффективность их сбора, возможность сохранения стабильности налогообложения, т. е. отсутствие необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, умелое распределение налогового бремени между бюджетными уровнями: в унитарных государствах – между двумя уровнями – общегосударственным и местным, в федеративных государствах – между тремя уровнями – федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным и др.
Этим объясняется, что во многих отечественных работах, посвященных налогам, указанная организационная функция разбивается на то или иное количество отдельных задач. На наш взгляд, все же правомернее объединять все эти задачи в одну функцию.

В число государств с развитой системой рыночных отношений входят 24 страны, в которых в 90-х годах ХХ в. производилось 3/4 мирового ВВП. В этой 

Однако примерно с середины XX в. по современный период все заметнее стали проявляться две новые и важные функциональные задачи, которые ставились при формировании систем налогообложения. Во-первых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и иной экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов. Возникла так называемая производственно-стимулирующая функция налогообложения. Во-вторых, от системы налогообложения стали требовать достаточно органичной связи и с принципом социальной справедливости (так называемая социальная функция налогообложения).
Выполнение новых функциональных задач носит гибкий характер и опирается в отдельные периоды на различные теоретические основы. До 1980-х годов в качестве таких теоретических основ довлели кейнсианские идеи. Но под воздействием усиления инфляции в 1970-х годах произошла переориентация на теорию «экономики предложения». Эта теория (главный представитель – американский экономист Лаффер) возникла параллельно с монетаризмом и в ряде основных положений смыкалась с последней, но одновременно имела определенные, подчас принципиальные различия. Если в монетаризме ключевые положения относились к регулированию денежной массы и вообще финансовой сферы, то «экономика предложения» предлагает в решении задач производства отдавать приоритет стимулированию деятельности частного предпринимательства, особенно крупного бизнеса. Более конкретно суть отхода от кейнсианства к идеям «экономики предложения» будет рассмотрена далее на примере отдельных важнейших налогов.
Начало налоговым реформам в развитых странах положила реформа в США в период президентства Рейгана (1980-е годы). Решающим направлением этой реформы явилось уменьшение прогрессивности налогообложения двух важнейших доходов: личных доходов населения и прибыли компаний. Так, высшая ставка подоходного налога была снижена в США в 1980-х годах с 70 до 33% (с последующим повышением примерно до 40%). Была снижена и высшая ставка налога на прибыль до 34%. Налоговая реформа в США в 1980-е годы способствовала расширению потребительского спроса и соответственно стимулировала экономический рост в стране. Успех этой реформы заставил и другие развитые страны последовать американскому примеру и пересмотреть те или иные аспекты своей налоговой политики. В результате этих реформ сформировалась современная система важнейших налогов в развитых странах, характеризующаяся заметным сходством. Около 90% всех налоговых поступлений приходится примерно на 10 налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков, а то и более.

Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) — группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В число экономически развитых стран Международный валютный фонд включает все страны G7, все страны 

Для классификации налогов первостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.
И в прошлом, и в современный период в странах с рыночной экономикой прослеживается четкая взаимосвязь между распределением всех налогов на прямые и косвенные и степенью экономического развития и соответственно уровнем жизни населения этих стран. Чем ниже уровень развития экономики страны и жизненный уровень населения, тем большую долю в общем объеме налогов занимают косвенные налоги. И наоборот, чем выше уровень развития экономики и жизненный уровень населения, тем больше доля прямых налогов.
Подобная количественная зависимость объясняется просто: в бедных странах большие прямые налоги собрать с населения невозможно. Трудно собрать большие прямые налоги с мелкого предпринимательства, обычно преобладающего в этих странах. Так, по примерным оценкам, доля косвенных налогов во всех собираемых налогах в развивающихся странах составляет 60–70%, а в развитых странах – от 30 до 50%. Однако в недавнем прошлом, до Второй мировой войны, в большинстве развитых стран из-за более низкого жизненного уровня большинства населения доля косвенных налогов составляла от 2/3 (например, в Германии и Японии), до 3/4 – во Франции, в Италии.
Существуют и серьезные исключения из этой исторической тенденции, например, развитие налогообложения в США. В этой стране огромная роль принадлежит общественному мнению, настроенному против косвенного налогообложения как более несправедливого по сравнению с прямым налогообложением (поскольку размер косвенного налогообложения не зависит ни от дохода, ни от имущества). Поэтому на протяжении XX в. в США косвенные налоги составляли 1/3 собираемых налогов, а прямые налоги – 2/3.
Среди прямых налогов, используемых в развитых странах, особо важную роль играют налог на прибыль, взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог и социальный налог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый и на население, и на предпринимательство.
Среди косвенных налогов можно выделить следующие основные налоги. Во-первых, это так называемые налоги на потребление, к которым в соответствии с международной практикой относится три налога: налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог с оборота (последний полностью утратил свое значение). Во-вторых, в состав косвенных налогов входят акцизы и таможенные пошлины. В-третьих, взносы предпринимателей на социальное обеспечение.
Кратко укажем на важнейшие принципиальные отличия системы налогообложения в России от описанных западных стандартов. Новая налоговая система России, формируемая с 1992 г., характеризуется преобладанием фискальной функции, прежде всего по отношению к мало- и среднеобеспеченным слоям населения, при малом значении или полном игнорировании производственно-стимулирующей и социальной функций (хотя нельзя отрицать, что в последние годы делались малоуспешные попытки усилить роль этих функций). Это в наилучшей степени можно проследить при обращении к важнейшим налогам, что и будет проделано далее. Здесь же важно лишь отметить, что в России объемы прямых и косвенных налогов примерно соответствуют друг другу; в их состав в качестве важнейших входят те же налоги, что и в развитых странах Запада.
Остановимся на конкретной характеристике отдельных важнейших налогов в развитых странах.
Налог на прибыль
В развитых странах в современный период существует ясное понимание жесткой зависимости размера налога на прибыль с ее воздействием на экономику. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети ее величины.
Выход на подобную оптимальную величину прямо связывается с разработками теории «экономики предложения» (так называемая гипотетическая кривая Лаффера). До появления этих разработок в формировании налога на прибыль господствовала фискальная задача. В соответствии с этим ставки налога на прибыль были достаточно высоки, часто достигая и превышая 50%. Однако одновременно учитывалась и необходимость сохранения производственно-стимулирующей функции прибыли за счет усиления при формировании ее налога системы налоговых льгот. К льготам относятся меры либо по полному освобождению отдельных секторов или видов предпринимательства от налога на прибыль, либо по частичному уменьшению этого налога (и путем уменьшения объема облагаемой прибыли, и путем уменьшения ставки самог

развитые страны (государства с рыночной экономикой); ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического 

[убрать]. 1 Типология стран; 2 Экономически развитые страны  страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
рыночная система хозяйствования;. · открытость экономики; Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и 

В число 30 развитых стран мира - «через тернии к звездам» страна пережила в условиях адаптации к рыночной экономике.

Входит в ядро РИНЦ®: нет, Число цитирований в ядре РИНЦ®: 0  В-третьих, для рыночной экономики характерно делегирование полномочий  Общим для систем финансового контроля развитых стран является также то, что 
Это Сан–Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся государств. развитые страны с рыночной экономикой;.

Список стран с развитой рыночной экономикой. сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к числу стран с развитой экономикой Турцию и Мексику, 

Так, экспортная квота промышленно развитых стран за 1960 – первую  после распада СССР направлены на перевод экономики страны на рыночные  К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в МРТ, 
Характерные черты развитых капиталистических стран. Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу 21 в. насчитывает В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только 

Объектом изучения дисциплины «Мировая экономика» является: б) рост мирового производства в рыночных условиях; Число наиболее экономически мощных развитых стран с рыночной экономикой: а) 10;.

Развитые страны отличаются большим числом населения, мощным  стран Европы. Основное направление – рыночная экономика.
Вместе с ростом инфляции переход к рыночной экономике в целом, отставала от темпов в более развитых «европейских» странах; реформа В их число входят процедуры банкротства, политика поощрения 

Экономика Японии - одна из самых развитых в мире, которая заняла такую Австрия входит в число лидеров экономического развития среди стран Развитая рыночная экономика страны зависит от импортного 

развитые страны (государства с рыночной экономикой);  ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества 
В число развитых стран и территорий, по мнению Международного путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до 

В число развитых стран и территорий, по мнению Международного путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до 

Число таких стран в 2000 г. составило около 30.  Практически все страны с развитой экономикой являются членами Организации  В группу развивающихся (менее развитых) стран входят государства с рыночной экономикой и 
Это Сан–Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной 

Сейчас к числу наименее развитых отнесены 34 страны Африки (в развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и 

ТНК на изменение условий в мировой экономике реагируют …  Число наиболее экономически мощных развитых стран с рыночной экономикой: а) 10;.
Современное развитие мировой экономики характеризуется слабой экономической Число развитых стран, особенно в Европе, которые уже вошли в «двойной спад», В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как 

Это прежде всего характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее Международный валютный фонд включает в число развитых стран и 

В число таких стран и территорий (частей некоторых стран, имеющих особый  Промышленно развитые страны играют ведущую роль в мировой экономике.  В Западной Европе преобладают две модели рыночной экономики: 
Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация 

К числу стран с переходной экономикой обычно относят бывшие к развитым странам, однако фактически переход к рыночной экономике в них не 

Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой; 2.  развития, преимущественное преобладание рыночной экономики.  В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного 
Малое предприятие в рыночной экономике Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, 

Современная налоговая система развитых стран заметно усложнила свои хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков, а то И в прошлом, и в современный период в странах с рыночной экономикой 

Рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности конъюнктуры требует у  В настоящее время в большинстве развитых стран мира их число 
Вероятно, в число развитых стран будут включать и остальных членов развивающихся экономик) входят государства с рыночной экономикой и 

Роль этих стран в мировой экономике, показателях уровня и качества жизни Очевидно, к числу развитых стран относятся малые страны Западной на создание рыночной экономики и включали введение многопартийности, 

Страна в рамках мировой экономики - это не только национальное государство,  развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и  Международный валютный фонд включает в число развитых стран и 
Какую роль играют в мировой экономике экономически развитые страны, Очевидно, к числу развитых стран относятся малые страны Западной Европы создание рыночной экономики и включали введение многопартийности, 

К числу развитых относят страны с высоким душевым производством ВВП, говорить о наличии в этих странах социальной рыночной экономики;

Международный валютный фонд включает в число развитых стран и  пройти длительный путь преобразования своей экономики в рыночную и 
финансового и экономического кризиса в развитых странах если большому числу торговых партнеров из числа развивающихся стран формирующейся рыночной экономикой все еще ощущают на себе.

Современные банковские системы в странах с развитой рыночной экономикой национальные депозитные банки и большое число сберегательных 

Транснациональные корпорации развитых стран рыночной экономики на  растет число иностранных субъектов, ведущих активную экономическую 
промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы логично отнести к числу индустриально развитых государств мира.

число наиболее экономически мощных развитых стран с рыночной экономикой

число наиболее экономически мощных развитых стран с рыночной экономикой составляет
количество развитых стран с рыночной экономикой

число развитых стран с рыночной экономикой 7

число развитых стран с рыночной экономикой около 40
число развитых стран с рыночной экономикой 7 8 20 около 40

число развитых стран с рыночной экономикой

число развитых стран с рыночной экономикой на 2015 год















Навигация