Последний раз серьезная девальвация сума в Узбекистане происходила в конце 2001 года, когда с октября по декабрь сум подешевел 
Последний раз серьезная девальвация сума в Узбекистане происходила в конце 2001 года, когда с октября по декабрь сум подешевел 

Почему ЦБ Узбекистана решился на девальвацию? причины, которые побудили ЦБ провести девальвацию узбекского сума: ​.

В конце ноября 2016 года на Едином электронном портале интерактивных государственных услуг Узбекистана был размещен проект постановления «О приоритетных направлениях валютной политики», целью которого было инициировать общественное обсуждение либерализация валютного рынка. Сам факт появления такого документа – даже в виде проекта – вызвал бурную реакцию не только в деловой среде, но и среди широкого населения Узбекистана, поскольку валютная проблема была давно наболевшей в обществе, а решение ее стало бы настоящей «революцией» в экономике Узбекистана.
Первый пункт проекта постановления содержит 5 основополагающих идей, определенных в документе в качестве приоритетных направлений валютной политики. Одно из главных направлений – изменение всеми государственными органами методов регулирования с контрольно-ограничительного подхода на защитно-стимулирующий – представляет собой настоящий «прорыв» в идеологии валютной политики.
Следующей «революционной» идеей, содержащейся в документе, является установление курса узбекского сума по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов, как это осуществляется в странах с развитой рыночной экономикой. Ведь не только к моменту публикации проекта постановления, но и по сей день в Узбекистане отсутствует «свободная» конвертация узбекского сума, и, несмотря на существование де-юре Узбекской республиканской валютной биржи (УзРВБ), цивилизованного валютного рынка в Узбекистане не существует. Котировки узбекского сума по отношению к иностранным валютам, устанавливаемые на бирже, отличаются от официальных курсов Центрального банка Узбекистана (ЦБ) лишь на 1-2 процента и являются, скорее, «условно индикативными», используемыми так же, как и официальные курсы ЦБ, для целей бухгалтерского учета. Обменный курс узбекского сума к иностранным валютам, по которому реально совершаются сделки, отличается от курса биржи и центрального банка более чем на 100 процентов.
В настоящее время в Узбекистане существуют две «площадки», где совершаются сделки по обмену (конвертации) валют. Первая «площадка» – это рынок наличной валюты, который представляет собой уличный рынок валютных менял или «черный рынок», имеющийся в местах наибольшего скопления населения практически в каждом городе Узбекистана. Этот рынок уникален тем, что он существует практически в том же виде, в котором он существовал и действовал в 90-е годы ХХ столетия. Валютные менялы ни по форме, ни по сути, не являются местными аналогами валютных трейдеров или дилеров, и конечно же, не имеют сертификатов или аккредитации от Комиссии по фондовым рынкам. Механизм формирования курса сума к иностранным валютам на этом рынке совершенно неясен, равно как и остается загадкой столь важный момент, как формирование спроса и предложения валют. Полагаем, что этот курс формируется на основании фактического спроса и предложения доллара США и узбекского сума. Вопрос, проводятся ли на этом рынке какие-то валютные интервенции в «скрытом» виде, также остается без ответа.

Конец эпохи в Узбекистане: власти страны либерализовали покупку При этом фактическая девальвация сума почти в два раза 

Вторая «площадка», не менее своеобразная, чем первая, представляет собой рынок безналичной валюты. Он функционирует следующим образом. С одной стороны, есть экспортер, располагающий иностранной валютой на своем валютном счете в результате совершения экспортной операции. Экспортер может продать свою валюту центральному банку или на валютной бирже по официальному курсу, который более чем два раза ниже курса уличного «черного рынка». Альтернатива – попытаться каким-то образом сконвертировать свою безналичную валюту на безналичные узбекские сумы по более выгодному курсу. Здесь свою роль начинает играть импортер, располагающий узбекскими сумами в безналичной форме и нуждающийся в приобретении иностранной валюты легальным путем. Таким образом, взаимодействие экспортера и импортера порождает ту самую вторую «площадку», которая удовлетворяет интересы каждой стороны. При этом конвертация валюты на таком рынке не происходит. Экспортер по поручению импортера выступает агентом последнего, оплачивает импортный контракт за счет своих валютных средств, принимает товар по импортному контракту и передает товары импортеру уже на внутреннем рынке, получая выручку в узбекских сумах. В результате такой сделки импортер получает товар по импортному контракту, а экспортер – узбекские сумы за свою валюту.
По какому же курсу осуществляются взаиморасчеты между ними и как эти две стороны находят друг друга? Именно процесс нахождения друг друга, взаимные торги по механизму, способу реализации сделки и курсу валюты представляют суть второй «площадки». Курсы валют, устанавливаемые на этом рынке, как правило, на 15-20 процентов выше аналогичных курсов, устанавливаемых на «черном рынке». Вероятно, такая разница объясняется тем, что в экономике Узбекистана безналичные деньги имеют меньшую ликвидность, чем наличные деньги.
Отсутствие в годы независимости Узбекистана единого рыночного механизма формирования валютных курсов породило «искривление» экономического пространства и создало впоследствии такие эффекты, как реальный дефицит сырья, материалов и товаров, различные серые схемы хозяйственных операций, а также стало почвой для злоупотреблений в экономической сфере и одним из факторов снижения инвестиционной привлекательности страны.

Таким образом, девальвация составила 92,38%. Такая резкая девальвация сума осуществляется впервые за много лет, пишет издание.

Какую интервенцию предлагает правительственный проект? Он определяет способы и механизмы реализации описанных выше идей; допускает выплату прибыли, дивидендов и других доходов в иностранной валюте; разрешает вывоз иностранной валюты за пределы республики в пределах суммы, эквивалентной 10.000 долларов США, при этом сумма, эквивалентная 2000 долларов США, не подлежит обязательному декларированию, и так далее (подробнее на https://regulation.gov.uz/ru/documents/1086). Безусловно, озвученные в проекте постановления идеи назрели уже давно и являются смелым шагом к структурным изменениям в экономике Узбекистана. Реализация положения об установлении курса сума с использованием рыночных механизмов призвана полностью «снести» гибридные площадки обмена валют и внедрить вместо них механизмы конвертации валют с соответствующей инфраструктурой.
Следующая основополагающая идея постановления – это создание равных условий всем участникам внешнеэкономической деятельности при проведении валютных операций с запрещением практики предоставления льгот и преференций отдельным предприятиям и отраслям. Эта идея, озвученная в контексте либерализации валютного рынка, не совсем понятна. Если при этом имелась в виду полная отмена преференций отдельным предприятиям или предприятиям из отдельных отраслей экономики в виде льготных обменных курсов валют, то эти льготы и преференции исчезнут автоматически с созданием цивилизованного валютного рынка, где все участники равны по определению. Если данное положение декларирует идею об обеспечении конкурентной среды между участниками внешнеэкономической деятельности вне зависимости от их формы собственности, вида и принадлежности к той или иной отрасли экономики, то, скорее, это является идеей либерализации экономики в целом. Учитывая высокую степень государственного регулирования экономики Узбекистана, это потребует осуществления структурных преобразований в экономике, касающихся не только сферы валютного регулирования.
Еще одним весьма важным направлением новой политики является стимулирование роста экспортного потенциала и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Валютная политика, как средство стимулирования экспорта, используется многими экспортно-ориентированными странами, и, по сути, означает как минимум недопущение укрепления национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Как правило, такой инструмент используется в сочетании с другими инструментами государственного регулирования, такими как государственное субсидирование экспорта, льготное кредитование и страхование экспорта, налоговые льготы экспортерам и тому подобное. В рамках возможных изменений в валютном регулировании важен именно эффект от использования валютной политики для стимулирования экспорта в Узбекистане.
Обсуждение проекта постановления о либерализации валютной политики в Узбекистане было закрыто 14 декабря 2016 года, то есть полгода назад. К сожалению, данный документ до сих пор не принят и в официальной прессе нет никакой информации о его дальнейшей судьбе. Вполне естественно возникает вопрос: почему этот документ «застрял» в коридорах законодательной и/или исполнительной власти, и где комментарии в официальной прессе? Или это был лишь сигнал о намерениях по либерализации валютной политики? Или же до сих пор нет четкого понимания в отношении реализации данного документа?
Вне зависимости от того, какие могли бы быть ответы на эти вопросы, мы уже видим реакцию «черного рынка»: в декабре 2016 года средневзвешенный курс доллара США к узбекскому суму составлял 6750 сумов за 1 доллар, а в июне 2017 года уже 8330 сумов, то есть сум обесценился на 23,4 процента (см. рис. 1).
Динамика курса доллара США к узбекскому суму
За последние два года подобные «скачки» обменного курса за столь короткий период уже случались. Как видно на графике, такой же «крутой подъем» курса доллара к суму, который наблюдается с начала 2017 года по настоящее время, случался в период с июня 2015 года до конца февраля 2016 года. Основными факторами, повлиявшими на такой скачок курса доллара к суму, являются девальвации российского рубля и казахстанского тенге. В период с июня 2015 года по конец января 2016 года девальвация российского рубля составила около 56 проуентов, а казахстанского тенге – около 90 процентов (см. рис.2, 3).
Динамика курса доллара США к российскому рублю
Динамика курса доллара США к российскому рублю
Валютные поступления в Узбекистан условно можно разделить на две части: 1) выручка от экспорта товаров и сырья, 2) денежные поступления в долларах США от трудовых мигрантов, временно работающих за рубежом. Учитывая, что Россия и Казахстан входят в число крупнейших торговых партнеров Узбекистана, девальвация российского рубля и казахстанского тенге на такую значи

Центральный банк Узбекистана с 5 сентября установил В августе девальвация сума колебалась в среднем в пределах 3%.

Девальвация узбекского сума не повлияет на курс кыргызского сома.  В Узбекистане до момента девальвации сума действовали два 
С 5 сентября Центробанк Узбекистана установил официальный валютный курс сума девальвация сума Центробанк Узбекистана сум.

Узбекистан готовится к девальвации и прощается с черным валютным рынком Официальный курс сума будет девальвирован.

Центробанк Узбекистана провел девальвацию национальной  при этом курс сума будет устанавливаться рыночными механизмами.
девальвация сума в узбекистане декабрь 2016

девальвация сума в узбекистане

будет ли девальвация сума в узбекистане
девальвация сума в узбекистане в 2015

девальвация сумма в узбекистане

девальвация сума в узбекистане приготовили
девальвация сума в узбекистане 2017























Навигация