На Студопедии вы можете прочитать про: Олигополия и эффективность. Подробнее
Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на Тема 11: Факторы производства и спрос на ресурсы.

Факторы, оказывающие влияние и эффективность труда в организации. Объем производства в условиях олигополии меньше 

Олигополия: понятие и распространение Определение олигополии Причины: барьеры для вхождения Поведение олигополии: взгляд с точки зрения теории игр Взаимозависимость Тенденции к сговору Повод для обмана Четыре модели олигополии Ломаная кривая спроса: не основанная на тайном сговоре олигополия Олигополия, основанная на тайном сговоре, и картели Ценовое лидерство Ценообразование по принципу «издержки плюс» Неценовая конкуренция Олигополия и экономическая эффективность Производственная эффективность и эффективность размещения ресурсов Динамическая эффективность Научно-технический прогресс: факты Автомобили: исследование на конкретном примере Производство пива: пивоваренная олигополия?
Когда во многих отраслях обрабатывающей и добывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называют олигополиями. Именно об этих отраслях пойдет речь в настоящей главе. Перед нами стоит несколько задач.
• Мы попытаемся дать определение олигополии, оценить степень ее распространения и рассмотреть причины возникновения и существования. • Нами будут рассмотрены возможные направления поведения фирм в олигополистических отраслях в отношении цены и производства. • Мы обсудим роль неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе развития продукта и рекламы в олигополистических отраслях. • Потом предложим наши комментарии относительно эффективности и общественной желательности олигополии. • Наконец, подчеркнем многие характерные моменты, отмеченные в главе, на примере автомобильной промышленности. Олигополия: понятие и распространение
Каковы основные признаки олигополии? Насколько часто она встречается в американской экономике? Почему развилась эта отраслевая структура? Определение олигополии
Олигополия существует, когда на рынке доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Слово «несколько» означает, что фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции.
Но сколько фирм мы имеем в виду? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы практически господствуют на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим слова «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

Отдача от факторов производства · » Оценка эффективности олигополии олигополии на молчаливом сговоре находятся вне регулирующего 

Однородная или дифференцированная продукция. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть олигополистическая отрасль может производить стандартизованную или дифференцированную продукцию. Многие промышленные продукты - сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. - являются стандартизованной продукцией в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых электрических приборов, - являются дифференцированными олигополиями.
Степень концентрации. Экономисты используют степень концентрации как приблизительную меру, отражающую структуру отрасли. Данные в столбце (2) табл. 26-1 показывают степень концентрации четырех фирм — долю совокупных продаж по отрасли, приходящуюся на четыре крупнейшие фирмы, -для нескольких олигополистических отраслей. Например, 92% сигарет и 87% хлопьев к завтраку, выпускаемых в США, производятся четырьмя крупнейшими фирмами в каждой из этих отраслей.
Когда четыре крупнейшие фирмы контролируют 40% или более совокупного рынка, отрасль считается олигополистической. Используя эту оценку, мы можем считать, что около половины отраслей в США являются олигополистическими.
Хотя показатели концентрации, как правило, дают представление о степени конкурентности или монополизации различных отраслей, они страдают несколькими недостатками, на которые стоит обратить внимание.
1. Локализация рынков. Степень концентрации дается по отношению к стране в целом, в то время как рынки ряда продуктов значительно локализованы из-за высоких транспортных издержек. Например, показатель концентрации для производства бетона составляет лишь 8%, то есть эта отрасль высококонкурентна. Но реальный объем производства этого продукта ограничивается соответствующим рынком конкретного небольшого или крупного города. На таких локализованных рынках мы обнаруживаем типичных олигополистических поставщиков. Ранее уже говорилось о том, что на местном уровне некоторые стороны розничной торговли, особенно в малых и средних по размеру городах, характеризуются как олигополии.
2. Межотраслевая конкуренция. Определения отраслей являются в некоторой степени неточными. В этом смысле необходимо помнить о межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между двумя продуктами, которые используются в различных отраслях. Следовательно, высокие показатели концентрации в табл. 26-1 для алюминиевой и медной промышленности, вероятно, преуменьшают степень конкуренции, потому что алюминий и медь конкурируют во многих областях применения, например на рынке линий электропередач.

Факторы эластичности спроса по цене. Эластичность предложения и ее факторы. 11. Проблема общественной эффективности олигополии. 39.

3. Мировая торговля. Данные, приведенные в табл. 26-1, относятся к продуктам американских отраслей, и поэтому в них не учитывается серьезная конкуренция со стороны импорта. Автомобильная промышленность представляет собой наиболее показательный пример. В то время как по данным табл. 26-1 выходит, что на долю четырех американских фирм приходится 90% отечественного производства моторизованных транспортных средств, в ней не учитывается то, что около 1/2 автомобилей, купленных в США, являются импортными.
4. Индекс Херфиндаля. Другая проблема использования степени концентрации состоит в том, что с ее помощью не удается точно измерить распределение рыночной власти между доминирующими фирмами. Предположим, что одна фирма контролировала бы все услуги в области междугородних телефонных переговоров. Также допустим, что в другой отрасли, например автомобильной промышленности, существует четыре фирмы и каждая контролирует 25% рынка. В обеих отраслях степень концентрации по четырем фирмам будет равна 100%. Но телекоммуникационная отрасль будет чистой монополией, а автомобильная промышленность будет олигополией, характеризуемой, возможно, значительным экономическим соперничеством. Большинство экономистов согласится, что рыночная власть в области телекоммуникаций будет значительно больше, чем в автомобильной промышленности, но это не отражено в идентичной 100%-ной степени концентрации.
Индекс Херфиндаля предназначен для решения этой проблемы. Он представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех фирм в отрасли. Возводя рыночные доли в квадрат, мы придаем гораздо большие веса крупным фирмам, чем мелким. В гипотетическом случае телекоммуникационной отрасли с одной фирмой индекс будет равен 100, то есть 10 000. Для предполагаемой автомцбильной промышленности из четырех фирм индекс составит 2500. В общем, чем больше индекс Херфиндаля, тем выше уровень рыночной власти в пределах отрасли. Отметьте, что в табл. 26-1 степень концентрации для отраслей, производящих магнитофонные пленки и телефоны, одинакова и составляет 63%. Но индекс Херфиндаля для производства телефонов, равный 1933, показывает, что эта отрасль обладает большей рыночной властью, чем отрасль, производящая магнитофонные пленки и имеющая индекс 1505.
Как мы увидим в главе 32 Антитрестовское законодательство, регулирование и промышленная политика, чиновники, занимающиеся антитрестовскими законами, иногда пользуются индексом Херфиндаля для определения того, следует ли одобрить или отвергнуть предложенное слияние корпораций.
5. Поведение. Показатели концентрации ничего не говорят нам о подлинном рыночном поведении различных отраслей. Отрасли X и Y могут иметь одинаковые показатели концентрации для четырех фирм, скажем, 85%. Отрасль Сможет отличаться сильной ценовой конкуренцией и техническим прогрессом, о чем свидетельствуют улучшенный продукт и современная производственная технология. И наоборот, фирмы отрасли Y могут быть технически отсталыми, но назначать цену на свою продукцию, вступая в тайное соглашение. С точки зрения общества, «конкурентное» поведение отрасли X является, несомненно, лучшим, чем «монополистическое» поведение отрасли Y, хотя у отраслей Х и Y одинаковые показатели степени концентрации. Причины: барьеры для вхождения
Барьеры для вхождения в отрасль, которые приводят к возникновению чистых монополий, могут помочь объяснить существование олигополии. Исторически во многих отраслях технический прогресс делал эффект масштаба все более достижимым с течением времени. Многие отрасли начинали с примитивной технологии, малого эффекта масштаба и со многими конкурентами. Но по мере того, как технология улучшалась и эффект масштаба становился все более выраженным, менее восприимчивые или менее агрессивные фирмы отходили в сторону и оставалось всего несколько производителей. Эффект масштаба значителен во многих отраслях, таких, как производство самолетов, резины и цемента. В то время как три или четыре фирмы могут достичь минимального уровня эффективности, новые фирмы будут иметь столь малую рыночную долю, что не смогут его достичь. Следовательно, они не смогут выжить, так как осуществляют производство с большими издержками.
Тесно связанный с этим обстоятельством барьер состоит в том, что вложения капитала, необходимого для вхождения в определенные отрасли, — издержки приобретения необходимого завода и оборудования — настолько велики, что препятствуют вхождению. Табачная, сталелитейная, автомобильная и нефтеперерабатывающая промышленность характеризуются очень высокими требованиями к капиталовложениям. Широкие рекламные кампании также могут ставить

Олигополия и экономическая эффективность: Олигополия – это рыночная структура, Это явля основным фактором, влияющим на поведение фирм на 

Олигополия и эффективность производства: Многие олигополисты получают значительную  В условиях олигополии ни эффективности производства (P = = minATC),  Факторы повышения эффективности производства.
Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные важным, но не единственным фактором их эффективности.

Факторы спроса и предложения. Рыночное Тема 7. Ценообразование на рынке олигополии Общее равновесие и экономическая эффективность.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть.  Оценка эффективности рынка олигополии.  факторов производства, предоставленных владельцами фирмы.
Различие сигналов не мешает фирмам-участникам олигополии гибко реагировать на Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы 

Во-первых, всегда существуют факторы, противодействующие его В заключение остановимся на проблеме общественной эффективности 

Выделены корпорации различных типов рынков: монополии, олигополии и  факторы, увеличивающие эффективность контрактных отношений в 
Факторы, воздействующие на эластичность спроса. Эластичность предложения по цене и ее факторы. Проблема эффективности олигополии.

Специфика издержек производства олигополии. В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого 

Это достигается использованием разных факторов эффективности, среди  При монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии 
Неценовые факторы спроса. 3. Равновесие фирмы: оптимальная комбинация факторов производства Олигополия и экономическая эффективность.

рыночной экономики. Субъекты экономики, факторы производства, Совершенная конкуренция и эффективность экономики. олигополии. Проблема.

неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие  Охарактеризуйте эффективность олигополии с точки зрения общества. 7.
посредников как фактор повышения эффективности страхового рынка При сохраняющейся олигополии следует отметить абсолютную открытость 

Эффективность монополистической конкуренции и олигополии поскольку цена является не единственным фактором, характеризующим 

Олигополия, рынок олигополии, олигополия конкуренция, условия олигополии,  Наиболее эффективной и развитой формой государственного  в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения.
Препятствия для тайного сговора для олигополии. прибыли и повышения эффективности использования своих производственных мощностей.

Специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план Экономическая эффективность олигополии.

фактор эффективности олигополии















Навигация