Принятые сокращения ГК РФ — Гражданский кодекс Российской  М9 27 — постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 
Глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг уходит в отставку. Перейти в Почему в России всерьез взялись за несистемных 

Федера́льная коми́ссия по ры́нку це́нных бума́г (ФКЦБ России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший регулирование 

О НАУФОР
Краткая информация
Организационная структура
Комитеты и рабочие группы
Третейский суд
Внутренние документы
Контакты и реквизиты
Раскрытие информации
НАУФОР в СМИ
Членство в НАУФОР
Реестр членов НАУФОР
Правила вступления
Членские взносы
Результаты проверок и меры воздействия
Вступление/исключение
Стандарты и рекомендации
Базовые стандарты
Внутренние стандарты
Методические рекомендации и типовые документы
Стандартная документация для срочных сделок
Информационные материалы
Разъяснения НАУФОР
Горячие документы
Ответы регулирующих органов
Вебинары
Переход на ЕПС и ОСБУ
Информация по вопросам ПОД/ФТ
Информация по сдаче отчетности
Аналитические обзоры
Годовые отчеты
Аттестация и обучение
Аттестация специалистов финансового рынка
Обучение ПОД/ФТ
Семинары для профучастников, управляющих компаний, бухгалтеров
Мероприятия
Конференции
Встречи с участниками рынка
Элита фондового рынка
Архив мероприятий
"Вестник НАУФОР"
О журнале
Интервью
Номера
История фондового регулятора во многом является историей российского фондового рынка как такового; этим и интересна
1 сентября 2013 года вступил в силу закон, получивший известность как закон "о мегарегуляторе" - поправки, внесенные в 48 федеральных законов, наделили Центарльный банк РФ полномочиями в отношении всего финансового рынка. История ФКЦБ-ФСФР с этого момента закончилась.
Этот орган - ФКЦБ-ФСФР - был во многих отношениях необычен для системы российских органов исполнительной власти. Его история - история создания российского фондового рынка и во многом объясняет структуру последнего. Так что с исчезновением названного учреждения имеется прямой резон вспомнить его историю. Оговоримся, что у ФКЦБ были предшественники - Минфин, который в целом был ответственен за небанковский финансовый рынок к моменту появления Комиссии. Органы, чьи полномочия ФКЦБ (позже ФСФР) постепенно в себя вбирала впоследствии, тоже являются предшественниками фондового регулятора.
В этой статье могут не упоминаться какие-то обстоятельства, которые кажутся важными другим людям; или акценты могут быть расставлены иначе, чем это представляется правильным кому-то. Не в этом суть. Мы не претендуем ни на объективность, ни на знание всех событий, составивших историю ФКЦБ-ФСФР. Замысел другой: полезно взглянуть на эту историю - и как на логичный процесс, и как на этап (далеко не последний!) в развитии российской системы регулирования и надзора.

Федера́льная коми́ссия по ры́нку це́нных бума́г (ФКЦБ России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший регулирование 

В здании ЦБ висят портреты людей, возглавлявших банк за все годы его существования. В здании ФСФР тоже висели портреты руководителей ФКЦБ-ФСФР. Будет ли дополнена галерея портретов глав российского ЦБ портретами из ФСФР? Поступали ли так раньше?
Фондовый рынок в России появился в результате проведения массовой приватизации. Массовая приватизация предполагала эффективно функционирующий фондовый рынок, ориентированный на мелкого инвестора. В России, где такого рынка не было, массовая приватизация заставила его создавать. До середины 1990-х рынок ценных бумаг в России характеризовался стихийным характером, отсутствием инфраструктуры и очень приблизительным нормативным регулированием в отношении даже основных своих институтов. При этом на рынок вышло огромное количество владельцев приватизационных чеков, некоторые из которых скоро стали акционерами приватизированных предприятий.
Отдельный орган, ответственный за регулирование российского фондового рынка, появился на свет 9 марта 1993 года: распоряжением Президента Российской Федерации была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, которую возглавил заместитель начальника Государственно-правового управления Администрации Президента Руслан Орехов. Первоначально - это орган, состоявший из представителей других ведомств, помимо представителя Администрации Президента - в ее состав входили представители Минфина, Госкомимущества, РФФИ, ЦБ, Госкомитета по антимонопольной политике. Перед новым регулятором стояла задача разработки мер государственной поддержки для становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также для защиты интересов инвесторов. Уже в 1994 году на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам была сформирована Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссию возглавил первый заместитель председателя Правительства Анатолий Чубайс, Руслан Орехов - его первым заместителем, заместителем - Дмитрий Васильев, работавший в первые годы приватизации заместителем Чубайса в Госкомимуществе.
В состав Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ вошло большое количество представителей других ведомств: Сергей Игнатьев (заместитель министра экономики РФ), Андрей Казьмин (заместитель министра финансов РФ); Юрий Бугаев (председатель Росстрахнадзора); Юрий Волков (председатель Государственной инспекции РФ по негосударственным пенсионным фондам); Анатолий Козырев (заместитель министра топлива и энергетики РФ); Альфред Кох (заместитель председателя Госкомимущества России); Владимир Соколов (председатель Российского фонда федерального имущества); Леонид Бочин (председатель ГКАП России); Станислав Юдушкин (замминистра юстиции) и другие, от ЦБ - Александр Хандруев (заместитель Председателя). Кроме того, членом Комиссии был Андрей Волгин, представлявший Московский общественный комитет по правам акционеров и Игорь Бажан, назначенный секретарем нового органа.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Это именно тот орган, который после скандалов, связанных с финансовыми пирамидами, 

В 1996 году указом Президента Ельцина Комиссия была реформирована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), подчиняющуюся Президенту. Теперь орган стал формироваться не из представителей ведомств, а только из чиновников, назначаемых Президентом специально в этот орган. С самого момента возникновения ФКЦБ ею руководил все тот же Д.В.Васильев. В состав комиссии входили Игорь Бажан, Валентин Завадников, Константин Зуев, Александр Колесников. Для рассмотрения же вопросов, имеющих межведомственный характер, при ФКЦБ была создана коллегия, куда, помимо членов комиссии, вошли представители обоих палат парламента и экономических ведомств, включая ЦБ РФ.
В истории создания Федеральной комиссии видна тесная связь с приватизацией. В своих решениях ФКЦБ в тот момент прислушивалась к советам зарубежных консультантов, среди которых главную роль играли американские и британские специалисты. Для нового российского рынка, для приватизации и для общих экономических реформ в России это обстоятельство не было необычным. Однако оно стало поводом для того, чтобы ФКЦБ и сформированный ею рынок ассоциировались с "американской моделью". Пожалуй, правда, что в своей деятельности ФСФР следовала американской модели, но в России не сложилась ни американская, ни альтернативная ей немецкая модель. О первой можно было бы говорить в случае, если бы операции банков на рынке ценных бумаг были ограничены, а о второй - если бы банки были единственными участниками этого рынка.
Массовая приватизация и выделение отдельного органа, ответственного за фондовый рынок, но недостаточно сильного для того, чтобы добиться от ЦБ следования американской модели, предопределили то, что модель российского фондового рынка оказалась смешанной. Саму структуру ФКЦБ - как коллегиального исполнительного органа нередко сравнивали с моделью американских регуляторных органов, SEC и CFTC. Однако Федеральная комиссия никогда не была похожа на SEC или CFTC. В США эти органы формируются Президентом с участием Сената и учетом необходимости представления разных партий. ФКЦБ отличалась независимостью лишь на первых порах. Впоследствии ФКЦБ (а затем и ее преемница - ФСФР) заняла место в иерархии ниже министерств; и, несмотря на приобретение новых полномочий, статус регулятора фондового рынка со временем скорее понижался, с учетом всех вытекающих отсюда последствий для его аппаратного веса в отношениях с другими органами, а также и для финансирования.
Но вернемся к ФКЦБ, какой она была в момент возникновения. Перед комиссией тогда стояла задача подготовить базовое корпоративное законодательство и законодательство о фондовом рынке. К моменту начала этой работы существовали только Постановление Совмина СССР № 590 и Постановление Совета Министров РСФСР № 601, регулировавшие акционерные общества (и тот, и другой документ приняты в 90-м году). Правительство РСФСР весьма общо описало финансовые институты в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах (знаменитое "постановление 78"). Это регулирование было затем развито в посвященной эмиссии ценных бумаг Инструкции 1992 года № 2, принятой Минфином. Кроме того, с октября 1992 года действовали Положение об инвестиционных фондах и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (ЧИФах). Появившийся в 1996 году ГК носил слишком общий характер для того, чтобы справиться с задачей регулирования компаний и рынка ценных бумаг. Вот и все чрезвычайно фрагментарное и сырое регулирование, которое приходилось использовать тем, кто начинал бизнес на финансовом рынке в 90-х.
Уже в первые годы существования ФКЦБ проделала огромную работу по созданию основ регулирования рынка. В 1996 году был принят Закон "О рынке ценных бумаг", который заложил основы регулирования профессиональной деятельности на фондовом рынке, эмиссии ценных бумаг и статуса ФКЦБ. Тогда же ФКЦБ принялась за создание подзаконной нормативной базой для профучастников. Одновременно создавались первые стандарты эмиссии ценных бумаг и раскрытия информации.
В том же, 1996 году, был принят закон "Об акционерных обществах", который рождался в споре с альтернативным, разработанным авторами Гражданского кодекса, и потому плохо соответствовал ГК в ряде ключевых положений. Этот закон (в расчете на массового инвестора) описывал акционерные общества как более стандартный, чем в альтернативном проекте, продукт. В частности, он давал более значительные (чем альтернативный проект) полномочия совету директоров, считая его ключевым органом компании, превращая его из просто наблюдательного органа в орган, принимающий ключевые решения.
Смешанная модель фондов

1 2063 “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” была создана Федеральная комиссия по ценным 

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ России) выполняет функции своеобразного министерства, а ее руко-водитель является по 
Изложить Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г.

8 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденному более поздним Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты  Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 
Начиная с 1996 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку 

системы учета прав на именные ценные бумаги в Российской Федерации Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет: 1. Утвердить 

Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ представляет собой федеральный орган исполнительной власти по 
Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру министерского уровня - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, 























Навигация