вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и 
Фирма действует на рынке монополистической конкуренции, … если выпускает однородную продукцию. если реализует продукцию по 

1 Тема 11. Монополистическая конкуренция и олигополия 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 2. Поведение фирмы в условиях 

Явление чистой монополии – большая редкость, более характерной чертой рынка является ʼʼнесовершенная конкуренцияʼʼ. Несовершенная конкуренция включает в себя как монополистическую конкуренцию, так и олигополию.
К наиболее типичным чертам монополистической конкуренции относятся: совершенная информация; разнородность продуктов, реализуемых на рынке; свобода доступа на рынок; большое число покупателœей и продавцов на рынке. В результате формируется рынок ʼʼконкурирующих монополистовʼʼ, на котором частично утрачивается значение ʼʼклассическойʼʼ формы конкурентной борьбы через маневрирование ценами, и создается возможность некоторого контроля над ними. Рынок монополистической конкуренции характеризуется значительным числом крупных предприятий. Так как их число значительно, они не могут вступить друг с другом в ʼʼтайный сговорʼʼ. Каждая крупная компания является территориальной монополией, имея в своем распоряжении локальный рынок сбыта. Каждая из крупных компаний, находящихся на рынке монополистической конкуренции, с одной стороны, препятствует вхождению на свой локальный рынок конкурирующих фирм, с другой – сама стремится проникнуть и закрепиться на ʼʼчужойʼʼ территории.
Конкурентная борьба среди фирм приводит к крайне важно сти совершенствования технологии и снижения издержек. При этом фирмы в условиях несовершенной конкуренции большое внимание уделяют дифференциации продукта͵ т. е. каждая из фирм продает продукт, чем - то отличающийся от конкурентного товара. В связи с этим каждая из фирм обладает определœенным влиянием на формирование цен. Большое значение для монополизации локального рынка имеет реклама.
Среди конкурирующих предприятий может идти жесткая конкурентная борьба с помощью установления демпинговых цен, отлучения от источников сырья, промышленного шпионажа, переманивания специалистов, легализации издержек – всœе это осуществляется с целью увеличения прибыли, поскольку присутствие на рынке близких по характеру заменителœей ограничивает способность фирмы повышать цены. Большое число фирм в отрасли препятствует возможности расширить производство, в связи с этим фирма стремится достичь уровня нормальной прибыли в долгосрочном периоде. Нормальную прибыль фирма может получать, когда цена равна средним издержкам. В случае если цена превышает средние издержки, фирма присваивает экономическую прибыль. Экономическая прибыль является стимулом для вхождения в отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

Олигополия – это такая рыночная Покупатели на олигополистическом рынке являются своих конкурентов. Каждая фирма производит 1/2 

На рынке монополистической конкуренции действуют два вида конкурентной борьбы: внутриотраслевая конкуренция и межотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция характеризуется тем, что вход в отрасль другой фирмы сопровождается солидаризацией всœех фирм, уже действующих в отрасли, по ʼʼвыдавливаниюʼʼ с рынка еще одного дополнительного конкурента. Большое значение здесь приобретает политика демпинговых цен. Снижение цен ниже себестоимости лишает на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время возможности получения прибыли всœе фирмы. Но для предприятия, выходящего на рынок, у которого издержки производства на начальном этапе достаточно высоки, политика демпинговых цен может оказаться разорительной.
Господство нескольких крупных фирм на рынке принято называть олигополией. К наиболее важным чертам олигополии относятся: крупные масштабы производства (относительно всœего объёма рынка), взаимная зависимость между фирмами на олигополистическом рынке, наличие препятствий для вторжения на рынок новых потенциальных конкурентов.
Олигополия первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида – несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары, среди которых выделяется доминирующая фирма – олигополия.
На рынке олигополии среди множества моделœей олигополистического поведения на рынке наибольший интерес представляет тайный сговор и доминирующая фирма – олигополия. Фирмы-олигополии могут тайно договориться о высокой единой цене, осознать свою взаимозависимость – в результате рыночная цена и количество реализуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного монополиста. Доминирующая фирма-олигополия (60 – 80% товаров на рынке) обычно следует практике ʼʼлидерства в ценахʼʼ, поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких предприятий отрасли.
При доминирующей фирме-олигополии, рынок становится, почти монополизирован. Суть данной модели состоит в следующем. Крупная фирма, монополизирующая рынок , вынуждает более мелкие фирмы производить и соответственно выбрасывать на рынок товары, чем-то отличающиеся от товаров, создаваемых на предприятии-монополии. Видоизменение потребительской стоимости известных товаров, создание новых или псевдоновых товаров в целях приспособления к потребителям рынка, т. е. ʼʼдифференциация продуктаʼʼ становится средством выживания мелких и средних компаний. Крупная компания является лидером в ценах, т. е. у нее есть реальная возможность оказать влияние на их формирование. Вместе с тем, в условиях крупной фирмы начинает действовать эффект масштаба, способный привести к значительному снижению издержек, а соответственно и цен. При этом мелкие предприятия, работающие в отрасли, имеют свои возможности снижения издержек, к примеру, за счёт оказания дополнительных услуᴦ.

Особенности поведения фирмы в условиях смешанной конкуренции, монополии и олигополии. На рынках несовершенной конкуренции 

Мелкие и средние предприятия, чтобы приспособиться к условиям рынка, стремятся с помощью ʼʼдифференциации продуктаʼʼ занять собственную нишу на рынке. Вместе с тем, мелкие предприятия имеют свои способы снижения издержек, в связи с этим ими легко выдерживается политика доминирующей фирмы-олигополии – лидерство в ценах. В условиях данного рынка средние и мелкие компании сохраняются в отрасли до тех пор, пока средняя цена равна средним издержкам, т. е. фирмы получают нормальную прибыль. Для вхождения новых фирм на рынок получение нормальной прибыли становится экономическим препятствием. Видоизменение потребительной стоимости известных товаров, создание новых или псевдоновых товаров в целях приспособления к потребителям рынка становится средством выживания мелких и средних компаний. ʼʼДифференциация продуктаʼʼ не может стать для них основой рыночной монопольной власти.
Под олигополистическим рынком принято понимать рынок, на котором присутствуют 2 – 4 крупных компании, производящие основную массу продукции. Объемы производства каждой из них значительны, рынок четко разделœен между ними. Рыночные цены и объёмы продукции контролируемы со стороны этих фирм. Деятельность каждой из фирм зависит от деятельности партнеров, в связи с этим фирмы не свободны в выборе цены на продукт. Цена является результатом согласования всœех производителœей. Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. Продавцы же могут осуществлять ценовую дискриминацию.
Личная дискриминация сводится к назначению разной цены для покупателœей разного достатка. Продавец тайно снижает цену для покупателя, который может предпочесть конкурента.
Групповая дискриминация сводится к снижению цены на рынке, обслуживаемом конкурентом.
Под продуктовой дискриминацией принято понимать назначение различных цен под предлогом различия в качестве товара. Иными словами, это принято называть ʼʼплатой за этикеткуʼʼ. К примеру, одежда в известных бутиках значительно превышает цену в обычном магазинœе.
Фирмы-олигополисты, как правило, стремятся избежать ценовой конкуренции, т. к. повышение цены приводит к потере покупателœей, снижение цены – к таким же действиям конкурентов. При этом всœе фирмы вынуждены расставаться с частью прибыли.
Контроль над объёмами производства со стороны фирм осуществляется с целью не допущения его затоваривания. Поддержание равновесия на рынке собственного товара позволяет олигополиям получать прибыль в длительном периоде. Для поддержания равновесия фирмы вынуждены прибегать к сокращению объёмов производства пропорционально своему капиталу, чтобы сохранялся основной принцип распределœения дохода между ними: равновеликая прибыль – на равновеликий капитал. Для укрепления власти на рынке фирмы-олигополии приходят к объединœению с банковским капиталом, создавая финансово-промышленные группы. Фирмы создают препятствия для вторжения на рынок потенциальных конкурентов. Затруднение перелива капитала из отрасли в отрасль связано с большими объёмами капитала, крайне важно го для начала производства, недоступностью источников сырья, капитала, квалифицированных работников.
Анализ рынка олигополий, где господствует ограниченное число фирм, представляет собой рынок продавца, но может существовать другая ситуация, когда на рынке присутствует только несколько покупателœей. В таких условиях господствующее положение принадлежит покупателям. Такой рынок принято называть рынком покупателя, или олигопсонией.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется значительным Доминирующая фирма-олигополия (60 – 80% товаров на рынке) обычно 

При олигополии основную долю рынка (либо какого-то  что любое изменение фирмой цены на рынке олигополии 
Это проявляется в поведении таких фирм на рынке, но об этом говорят и отличительные признаки монополистической конкуренции: 1. На рынках 

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. 2. Поведение фирмы в условиях олигополии.

В условиях монополистической конкуренции вход на рынок  Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить  Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.
Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, При олигополии в узком смысле слова на рынке действует несколько 

Олигополия. Формы поведения фирм в условиях олигополии. Основные черты рынка монополистической конкуренции. большое количество 

Если какая-либо фирма хочет внедриться на рынок, то она может  быть общей характеристикой монополистической конкуренции и олигополии, - с другой.  В реальности фирма в условиях монополистической конкуренции 
К олигополии также относят и картели – сговоры нескольких фирм по поводу Характеристика конкурентных рынков: олигополия, монополистическая 

Олигополия представляет одну из форм несовершенной конкуренции. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не 

Фирма на рынках монополистической конкуренции и олигополии: Поведение фирм на остальных типах рынка в краткосрочном периоде в целом 
Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и 

Небольшая доля отдельных фирм на рынке, а следовательно, очень Если фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции, получают несовершенной конкуренции, прежде всего монополии и олигополии, 

Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной 
Рынок монополистической конкуренции продавцов аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и 

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не 

Монополистическая конкуренция и олигополия относятся к реальных  что на рынке монополистической конкуренции фирма, оценивая спрос на свою 
Олигополия — рынок, на котором несколько фирм продают большой сегмент рынка — от чистой монополии до монополистической конкуренции.

конкуренция и олигополия. 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции. 2. Поведение фирмы в условиях монополистической.

Максимизация прибыли на рынке монополистической конкуренции и на рынке олигополии  В силу этого фирма, действующая на рынке олигополии:.
фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции Для измерения уровня концентрации рынка используется коэффициент 

Достаточным условием максимизации прибыли фирмы является наблюдение за рыночную власть: монополия, олигополия, и монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции является одним из видов 

Несовершенная конкуренция: олигополия и монополистическая конкуренция  Принципиальным следствием небольшого числа фирм на рынке 
В условиях чистой конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополии:.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли.

монополии и совершенной конкуренции. Фирма-монополистический конкурент является монополистом на своем узком сегменте рынка, но.
фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции олигополии при высокой степени концентрации производства и рынка продукции.

Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Олигополия и монополистическая конкуренция являются более  достаточно много об олигополистических и монополистических конкурентных рынках,  Отличительной чертой олигополии является немногочисленность фирм.
фирма на рынках олигополии и монополистической конкуренции























Навигация