Впоследствии в СССР были выпущены только два госзайма: в 1966 и 1982 гг.  было размещено 60 различных выпусков государственных займов.  Эти ценные бумаги имели очень высокую доходность (в 1998 г.
КП-3955-6 БОН-27/1 Ценная бумага. Облигация на сумму сто рублей Государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Государственная ценная бумага - англ. Government Security, обязательство государственного долга (местного или национального), обеспеченного 

После очередной смены политической власти в стране декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим декретом Совета Народных Комиссаров.
Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к новой экономической политике (нэпу). Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922–1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер – срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами – по усмотрению держателей. Максимальный номинал хлебных облигаций, например, составлял 100 и 10 пудов ржи – для первого и второго займов соответственно. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства.
Эти же годы ознаменовались первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым займом 1922 г. [1] Период его обращения превышал
11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. Это послужило вынужденной причиной организации его принудительного размещения, что стало широко практиковаться с этих пор. Принудительно размещались: второй государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих, и др. Однако в период 1922–1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательными для вкладчиков, но не достаточно эффективными для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.

Ценные бумаги СССР снова в цене. Вы помните облигации «золотого» займа - 50-рублевые облигации Государственного выигрышного займа СССР 

В 1924–1925 гг. предпринимались меры для преодоления синдрома принудительных займов. Наркомат финансов практиковал фондовые интервенции, т.е. активно скупал государственные ценные бумаги, что способствовало значительному оживлению этого рынка. Купля-продажа государственных ценных бумаг изначально проводилась Госбанком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации в 1927–1928 гг. первичного и вторичного рынков единственным посредником между государством и населением стал институт сберкасс. Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счет бюджета страны.
Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением Советом труда и обороны в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.
Суммарный капитал таких учреждений, в том числе банков, превышал к 1925 г. 300 млн руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок все же не получил значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось имевшими место запретами частных эмиссий.
Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах. Их организационные основы во многом совпадали с устоями царской биржи, поскольку вся деятельность фондовых отделов еще более жестко контролировалась и регламентировалась государством.
Определенное время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Если в 1923–1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял порядка 3 млн руб., то в 1925–1926 гг. он уже превышал 16 млн руб.
Главными участниками биржевой торговли выступали кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали порядка 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Итак, во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Posts Tagged 'Государственные ценные бумаги' Раньше основными видами государственных ценных бумаг на российском рынке В СССР при планово-административной экономике все хозяйствующие субъекты получали 

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа, напротив, являлся прерогативой физических лиц и буквально был уличным и стихийным. Однако утверждение Наркоматом финансов Положения о Московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи – в обиходе "американки" – начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж – в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками "американок" стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определенные ограничения.
Управление "американками" отличалось существенно большей либеральностью по сравнению с фондовыми отделами бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Прецедент создания вечерних бирж не имел аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.
В период с начала 1930-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е гг. было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941 – 1945 гг. – более 76 млрд руб.
После Великой отечественной войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936–1946 гг., в облигации Государственного 2%-ного займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов па сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 1920-е гг. они приносили годовой доход в 6–12%, то в последующем он составлял лишь 2–4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е гг., например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн человек.
Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков – с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г. В 1960-е гг. было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-ного выигрышного займа, завершившего свое обращение в начале 1980-х гг. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-ного выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990–1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.
В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разнообразных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 1920-х гг. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.
Кроме того, был выпущены государственные казначейские обязательства 1990 г., сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенные для населения. Вскоре в целях повышения их привлекательности срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.
В это же время на 16-летний срок произошла эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-ного займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения

Выкуп государственных казначейских обязательств (ГКО) СССР и сертификатов СБ СССР осуществляется на основании постановления 

Исходя из сказанного, облигации внутреннего займа СССР представляют собой ценные бумаги, подтверждающие долговые 
Облигация Государственного займа СССР является именно такой ценной бумагой. Первая серия облигаций была выпущена в 1922 году. Некоторый 

УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. Ценные бумаги представляют собой удостоверяющие право владения или отношения либо на полном хозяйственном ведении государственной.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством.  Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие  Как пример ГЦБ СССР:.
ценных. бумаг. СССР. В этот период времени рынки ценных бумаг как таковые не Впервые вопрос о дефиците государственного бюджета (в размере 

Приватизационный чек («ваучер») - государственная ценная бумага на Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были 

Ценные бумаги - документы определенной формы, содержащие набор обязательных  В СССР фондовые биржи организовались согласно постановлению ВЦИК.  Виды государственных ценных бумаг:.
В СССР выпускались следующие виды государственных ценных бумаг: Облигации Государственного военного займа; Облигации 

предлагавшими переход СССР к рынку с учетом японского опыта1 . государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя, 

Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счет бюджета страны. Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с 
Облигации последнего государственного внутреннего выигрышного внезапно в большом количестве оказались эти ценные бумаги, Сколько же сегодня может стоить облигация СССР номиналом 100 рублей?

Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и В СССР до 1990 г. использовались государственные облигации 

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация,  Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее  Форма бланка депозитного сертификата, установленная письмом Госбанка СССР от 
Госу- дарственные.ценные.бумаги.отражаются.в.части.задолженности.перед. категория долга млн долл.млн евро* Государственный.внешний.долг.Российской.Федерации.(включая.обяза- тельства.СССР,.принятые.

Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, Эти же годы ознаменовались первым в СССР выпуском долгосрочного займа, Купля-продажа государственных ценных бумаг изначально проводилась 

Приватизационные ценные бумаги выпускаются по различным  ваучеров после распада СССР, когда приватизации подверглось огромное количество предприятий и других объектов государственной стоимости.
ссылка на каталог Государственные облигации и ценные бумаги пока оформлены Государственный беспроцентный заем 1990 год

Облигации государственных сберегательных Облигация Государственного займа развития народного хозяйства СССР рост спроса на эти ценные бумаги.

В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из  Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.
государственная ценная бумага ссср

























Навигация