Новая редакция Ст. 285.2 УК РФ. 1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие 
Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Комментарий к статье 15.14 КоАП РФ: 1. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных 

Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Комментарий к статье 15.14 КоАП РФ: 1. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных 

В настоящей статье автопром рассматриваются дискуссионные вопросы уголовно-правовой оценки субъективных признаков нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов, предлагаются законодательные решения отдельных проблем. В частности, анализ диспозиции ст. 285.2 УК РФ позволил автору прийти к выводу о том, что в данном случае речь идет о еще более узком субъекте, чем должностное лицо - должностном лице государственного внебюджетного фонда. Автором отмечается, что техническим законодательным недостатком конструкции исследуемой нормы является то, что субъектами рассматриваемого преступления не могут быть лица, выполняющие управленческие функции в управляющих компаниях, которым на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц переданы в доверительное управление. Тем не менее, в случае нецелевого расходования указанных средств эти лица могут привлекаться при наличии всех иных оснований к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ. Субъективная сторона исследуемого деяния характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный (должностное лицо) осознает, что противоправно расходует средства внебюджетного фонда, и желает их израсходовать. При этом цель совершения данного преступления не имеет правового значения и не влияет на квалификацию содеянного. Мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо (ложно понятые интересы фонда, карьеристские соображения, корысть, иные личные побуждения), на квалификацию его действий также не влияют, но могут учитываться при индивидуализации ответственности.
В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Как следует из текста уголовного закона, субъект преступления, предусмотренного ст. 2852 УК РФ - специальный: должностное лицо соответствующего государственного внебюджетного фонда, в компетенцию которого входит обеспечение целевого использования средств данного фонда (руководитель и главный бухгалтер соответствующего фонда или его территориального отделения). Действительно, субъект данного преступления определен как должностное лицо. Однако анализ диспозиции указанной статьи позволяет прийти к выводу о том, что в данном случае речь идет о еще более узком субъекте - должностном лице государственного внебюджетного фонда. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть признаки таких субъектов, в зависимости от вида внебюджетных фондов.

Статья 285.2 Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, 

Согласно п. 7 Положения о Пенсионном фонде [5], руководит последним - правление Фонда и его постоянно действующий исполнительный орган - исполнительная дирекция. Положение о Пенсионном фонде РФ предусматривает включение в состав его правления помимо председателя правления, его заместителей, дополнительно представителей органов государственной власти, общественных организаций и общественных деятелей. В настоящее время функции исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ, оперативного управления финансами пенсионного страхования и многие другие функции оперативного управления фондом перешли от исполнительной дирекции к правлению Пенсионного фонда РФ, а фактически - к его председателю. Характер постановлений правления и распоряжений председателя правления однозначно указывает на то, что функции исполнительной дирекции фонда в настоящее время, по сути, сужены до уровня функций административно-хозяйственного управления.
В 2000 году правлением Пенсионного фонда РФ создано управление Пенсионного фонда РФ в федеральных округах, целью которого стало обеспечение взаимодействия и согласования структуры его органов с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах. В соответствии с Типовым положением об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе руководство управлением осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности председателем правления Пенсионного фонда РФ. Начальник управления имеет одного заместителя, который назначается и освобождается от должности председателем правления Пенсионного фонда РФ.
Отметим, что техническим законодательным недостатком конструкции исследуемой нормы является то, что субъектами рассматриваемого преступления не могут быть лица, выполняющие управленческие функции в управляющих компаниях, которым на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [11] средства пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц переданы в доверительное управление. Тем не менее, в случае нецелевого расходования указанных средств эти лица могут привлекаться при наличии всех иных оснований к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ.

Статья 285.2 Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, 

В соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования [6], управление фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением - и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Директор решает все вопросы текущей деятельности Федерального фонда, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления. Он несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению. Директор действует от имени Федерального фонда обязательного медицинского страхования без доверенности, совместно с руководителем финансово-планового управления (отдела), на основании утвержденного бюджета, осуществляет движение его. Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.
Следовательно, при нецелевом использовании средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования субъектом преступления могут быть директор, первый заместитель директора, руководитель финансово-планового управления (отдела) Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При нецелевом использовании средств территориального фонда обязательного медицинского страхования субъектом преступления могут быть директор территориального фонда (области, края, района, города), первый заместитель директора, руководитель финансово-планового управления (отдела) Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Учитывая тот факт, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования выделяют финансовые ресурсы на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования, которые затем поступают в медицинские учреждения на основе договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями или филиалами территориального фонда (страховщиками), то субъектом преступления, при нецелевом использовании средств фонда, могут быть руководители и главные бухгалтеры муниципальных медицинских учреждений.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда (п. 3 Положения) [8]. Отсюда распорядителями средств фонда являются председатель и главный бухгалтер фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Следовательно, при нецелевом использовании средств Фонда социального страхования субъектом преступления могут быть председатель и главный бухгалтер фонда, в региональных и центральных отделениях фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения фонда.
Следует, тем не менее, сказать, на практике возникают сложности с доказыванием того, что бюджетные средства, как и средства внебюджетных фондов используются субъектами в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, поэтому уголовные дела довольно часто прекращаются за отсутствием состава преступления [3]. Предложения о дополнении главы 23 УК (Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях) [4] или 32 УК (Преступления против порядка управления) [1] [2] специальными нормами, аналогичными ст. 2851 и 2852 УК, предусматривающими ответственность лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и не содержащих указания на мотивы и цели, не решат, на наш взгляд, всех возникающих в правоприменительной практике проблем.
Иной вариант решения проблемы лежит в плоскости расширения понятия должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Заметим, что подобное предложение законодатель уже начал частично осуществлять, наделив признаками должностного лица, субъектов выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных корпорациях [12. С. 123]. При определении субъекта преступления и квалификации по ч. 2 ст. 2852 УК РФ (совершение преступления группой лиц по предварительному сговору) следует иметь в виду, что субъектами группы могут быть только должностные лица, работающие как в одной организации фонда, так и в разных его организациях. На практике возможны ситуации, когда должностное лицо центрального правления фонда и начальник его регионального отделения

Нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов - диссертация и автореферат по специальности ВАК РФ 

Нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов - диссертация и автореферат по специальности ВАК РФ 
Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов средств; бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для 

Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов средств; бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для 

ч. 1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 
ч. 1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 
Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 
Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 

Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным 
В указанной работе рассматривается вопрос нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, 

В указанной работе рассматривается вопрос нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, 

Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в условиях 
Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в условиях 

Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов. Объективная 

Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов. Объективная 
Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов. Объективная 

Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов. Объективная 

нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов
нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов

нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов






















Навигация