Ключевые слова: шизофрения, первый психотический эпизод, нейрокогнитивный дефицит. Контакты: Александр Борисович Шмуклер 
C. 18-23. Ключевые слова: шизофрения - расстройства шизофренического спектра - первый психотический эпизод - нейрокогнитивный дефицит - 

Понятие «нейрокогнитивного дефицита» ввел в 1999 г. А. Брейэр, назвав нарушение когнитивных функций «третьей ключевой группой симптомов» 

Во всем мире шизофренией страдает около 1% людей. Это инвалидизирующее заболевание проявляется большим многообразием симптомов и синдромов. Клинический полиморфизм шизофрении долгое время затруднял систематику данного психического расстройства и классификацию его клинических форм: появлялись различные, часто полярные теории, дискутировались в основном патопсихологические и клинические аспекты. При этом мозговой субстрат шизофрении более 100 лет рассматривался в рамках стратификационной модели (Jackson J. H., 1835-1911).
Современные представления опираются преимущественно на новые клинико-биологические аспекты и данные нейронауки (Neuroscience). Это понятие в англоговорящих странах условно объединило разделы науки о мозге: нейропсихологию, когнитивную психологию и психофизиологию. Альянс логичен благодаря общей идее: психика в норме и патологии являются продуктом головного мозга (то есть не находятся вне тела, так сказать, трансцендентально), а также благодаря общим методологическим подходам, внедрению передовых технологий в область нейровизуализации и прогрессу в психодиагностике.
Цель данной статьи: описать исторические предпосылки возникновения современной нейрокогнитивной модели шизофрении и описать нейрокогнитивные симптомы и синдромы шизофрении, поскольку когнитивная психология (КП) и клиническая нейропсихология (КНП) востребованы в психиатрии относительно недавно, и их методы пока не используются в обычной врачебной практике. В ряде случаев (социальная агнозия, социальная апраксия) речь пойдет о ранее не описанной в отечественной литературе семиотике шизофрении. Кратко остановимся на исторических и методологических аспектах двух имеющих отчетливую тенденцию к слиянию научных направлений, главенствующих в формировании современных моделей шизофрении.
Когнитивная психология ( сognitio - лат. знание, познание) возникла в США в 50-е годы XX века. Историческую роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли философы Декарт, Юм и Кант. Идея Декарта о психической структуре легла в основу исследовательского метода изучения собственной психики. Эмпирический подход Юма привел его к законам ассоциации идей, ставших основой классификации психических процессов. У Канта разум - это структура, опыт - факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы. Теоретической основой когнитивной психологии явились работы К. Левина и Э. Толмена о зависимости поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности - так называемых когнитивных карт. К числу основоположников следует отнести Р. Аткинсона, Д. Брунера, Д. Нормана, Ф. Хадера, У. Найсера, Г. Саймона. Современная когнитивная психология при оценке природы психики исходит из компьютерной метафоры: когнитивная система человека рассматривается как система с устройством ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Когнитивная психология сегодня - быстро растущая область знаний благодаря стремительному развитию компьютерных технологий и появлению новых теоретических исследований в области психологии. Она заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого и искусственного интеллекта.

Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении. В последние годы – в психиатрии интенсивное развитие получила парадигма 

Клиническая нейропсихология изначально развивалась как наука о локальных поражениях головного мозга. Современный подход определяет клиническую нейропсихологию более широко как систему взглядов не только на локальные нарушения, но как научное видение вклада разных мозговых структур в обеспечение отдельных психических процессов, психики в целом и поведения. Принципиально изменились и подходы к оценке симптомов и синдромов. Новый подход охватывает интегративную деятельность мозга, нацеленную на переработку необычной социально значимой информации. Таким образом, в современной клинической нейропсихологии аргументированно разделяются нарушения психических процессов в физическом и социальном мире. Описаны клинико-анатомические синдромы, характеризующие нарушения социального «Я». Последнее выделяется как единица, независимая от образа тела или соматического образа «Я». Методология клинической нейропсихологии, основанная на сопоставлении результатов нейропсихологического тестирования с результатами нейровизуализации (brain imaging), позволила далеко продвинуться в понимании сущности мозговых процессов при шизофрении. Новые технологии современной клинической психологии, такие, например, как метод регистрации потенциалов отдельной клетки (single cell recording), позволяют точно регистрировать вовлеченные в болезненный процесс регионы головного мозга. Эти исследования дают новые сведения о структурных и функциональных нарушениях головного мозга, особенностях строения нейрональных сетей и метаболизме головного мозга при шизофрении и позволяют соотнести их со структурой познавательных процессов.
Нейронауки позволили «поставить точку» в долгом споре об интеллектуальных нарушениях при шизофрении. Теоретическое поле шизофрении длительное время формировалось либо на идее базисных интеллектуальных нарушений, не разделявших шизофрению и болезни головного мозга, либо на идее несопоставимости шизофрении с неврологическими расстройствами. Последнее направление долгое время доминировало в психиатрии, в результате чего мозговые процессы либо игнорировались, либо вообще отрицались, а шизофрению стали трактовать как психическое расстройство без глобальных познавательных нарушений. Так, в работах М. Я. Серейского, А. В. Снежневского, E. Bleuler, M. Bleuler и многих других активно продвигалась теория, что при шизофрении страдает не интеллект, а умение им пользоваться. В соответствии с этими взглядами интеллектуальные нарушения трактовались как псевдоорганические, а конечные состояния - как потенциально обратимые (везаническое слабоумие). Следует упомянуть распространенное мнение о якобы часто выдающихся способностях в преморбиде шизофрении и об ускоренном интеллектуальном развитии, что трактовалось как фактор уязвимости для болезни. Полагали, что обратимое слабоумие становится очевидным только у пациентов, давно болеющих шизофренией в силу нейротоксичности манифестного этапа.

Социальная дезадаптация при шизофрении во многом определяется степенью нейрокогнитивного дефицита [Магомедова М.В., 2000]. Также показано 

В последние несколько десятилетий эта точка зрения кардинально изменилась. Нейрокогнитивными методами показано, что снижение интеллекта (общего когнитивного функционирования) присутствует у первичных пациентов, не являясь результатом психоза или хронизации заболевания (хронификации), а также влияния медикаментов. Особенно важно, что когнитивное снижение предшествует развитию психотических проявлений. В прогнозе развития шизофрении значимыми оказались отклонения в интеллектуальном развитии, что проявляется в самом раннем детстве нарушениями фонации, изменением темпа и общей выразительности речи, речедвигательными особенностями, изменением темпа и общей выразительности речи, двигательными и речевыми эхофеноменами. Заболевшие впоследствии шизофренией, в школьные годы учатся хуже и не успевают за школьной программой. A. David и соавт. в методологически выверенном исследовании интеллектуальных функций при шизофрении провели обследование 50 тыс. мужчин, призванных на воинскую службу в 1969-1970 гг. В дальнейшем у 195 человек развилась шизофрения. Как оказалось, факторами риска развития шизофрении являлось отчетливое снижение интеллектуального коэффициента (IQ) по методике Векслера. Снижение интеллекта составляет при шизофрении примерно 10 баллов от нормы IQ по методике Векслера. В связи с этим J. Gold и P. Harvey подчеркивают, что для оценки нейрокогнитивной функции при шизофрении важным является отчетливое снижение интеллектуальных функций.
Кроме общего интеллектуального снижения при шизофрении обнаружено снижение отдельных познавательных процессов. В их основе - дефицит интеллектуального функционирования при шизофрении в целом. К отдельным познавательным проблемам при шизофрении относятся нарушения внимания, памяти, восприятия, скорости осмысления информации, исполнительских функций (планирования, целенаправленности действий, инициации и программирования поведения), контекстуального и концептуального компонентов мышления. Исполнительное функционирование - термин, предложенный A. Baddeley (1986) для описания способа управления и обработки наиболее важной для формирования поведения информации. Речь идет о планировании и принятии решений, об исправлении ошибок для формирования ответов на новые вызовы. Пациенты с шизофренией показали ухудшение работы при нейропсихологическом тестировании, выявившем нарушения рабочей памяти, познавательной гибкости и планирования. Анализ нарушений когнитивных функций показал, что у больных шизофренией результаты широкого диапазона нейрокогнитивных тестов значительно хуже, чем у здоровых людей в общей популяции. Уровень когнитивного функционирования у них в среднем на 1-3 стандартных отклонения ниже нормы, соответствующей этой же образовательной и возрастной группе. По снижению когнитивного функционирования, особенно по показателям внимания и оперативной памяти, больные шизофренией уступают только пациентам с органическими поражениями головного мозга, а по некоторым характеристикам (концентрация и переключение внимания) выходят на первое место. К мозговым механизмам дефекта семантической памяти при шизофрении относят дисфункцию височно-теменных регионов коры головного мозга. Снижение исполнительских функций связывают с патологией лобных отделов мозга. Нарушения внимания, предопределяющие патологию ассоциативного мышления, обусловлены нарушением лобно-височных отделов, следствием чего является утрата способности больными шизофренией подавлять неадекватные ассоциации.
Факторный анализ клинико-психопатологической структуры шизофренической симптоматики с применением методов оценки когнитивных функций показал, что познавательные нарушения не распределяются между психопатологическими синдромами и симптомами, а формируют отдельный фактор. Поэтому в н

Воздействие на инициальном этапе болезни на нейрокогнитивный дефицит. Тест Колмогорова-Смирнова. статья.

Резюме. В статье проведен анализ динамики показателей нейрокогнитивного дефицита у больных шизофренией с различными 
Таким образом, применение нейропсихологических тестов у больных шизофренией выявило у них нейрокогнитивный дефицит, 

Нейрокогнитивный дефицит , особенно нарушение исполнительного функционирования, памяти и внимания тесно связан с 

Нейрокогнитивный дефицит особенно заметен в нарушении исполнительного функционирования , памяти и внимания и оказывается 
K. Kleist отмечал достаточно разнообразные проявления дефицита, доказано, что нейрокогнитивный дефицит является предвестником дефицита 

Олег Сыропятов, Наталия Дзеружинская, Елена Аладышева. нейрокогнитивный дефицит, обусловленный вовлечением большого числа мозговых 

Концепция нейрокогнитивного дефицита появилась в учении о шизофрении в конце ХХ века. Дефицит отдельных когнитивных функций у больных 
69-76, нервная анорексия, нейрокогнитивный дефицит, нейропсихологические нарушения, исполнительные функции, эндофенотипы, когнитивная 

В их основе - дефицит интеллектуального функционирования при шизофрении в целом. Нейрокогнитивный дефицит является основной областью 

Ключевые слова: нейрокогнитивный дефицит; социальное познание; депрессия; перфекционизм; невроз; автобиографическая память; 
нейрокогнитивного тренинга отмечена положительная динамика показателей, нейрокогнитивный дефицит, внимание, память.

Скачать бесплатно автореферат диссертации на тему 'Соотношение социального функционирования и нейрокогнитивного дефицита у больных 

Нейрокогнитивный дефицит и Социальное функционирование при шизофрении: комплексная Оценка и возможная коррекция Текст научной статьи по 
Нейрокогнитивный дефицит – интеллектуальное снижение, нарушение познавательной деятельности. Проявляется в нарушении мышления, 

Понятие нейрокогнитивного дефицита вошло в тезаурус психиатрии и медицинской психологии в начале 90-х гг. К настоящему времени количество.

Известно, что при депрессии достоверно наблюдаются признаки слабого либо среднего нейрокогнитивного дефицита, кроме 
Нарушения познавательных процессов занимают особое место в клинической картине шизофрении. Структура нейрокогнитивного дефицита, а также 

Нейрокогнитивный дефицит рассматривается как третья ключевая группа симптомов при шизофрении. На базе клиники первого психотического 

Нейрокогнитивный дефицит важен, поскольку он предсказывает последствия в виде множественных нарушений для больных шизофренией, включая 
нейрокогнитивный дефицит и нарушения социального интеллекта……. 3.3 Исследование роли нарушений социального интеллекта в снижении.

Нейрокогнитивный дефицит и социальное функционирование при шизофрении: комплексная оценка и возможная коррекция 

шенный интерес к нейробиологическим основам шизофрении и когнитивному функционированию. Нейрокогнитивный дефицит (НКД) при шизофре.
Согласно исследованиям в этой области, нейрокогнитивный дефицит имеет положительные корреляции с уровнем социальной компетентности и 

Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении характеризуется глобальностью - он затрагивает все сферы когнитивного функционирования, 

Влияние разных видов антипсихотической терапии на нейрокогнитивный дефицит и клинические проявления у впервые выявленных больных 
Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении является генерализованным так как больные при выполнении практически всех тестов демонстрируют 

Описываются результаты клинических исследований, посвященных изучению влияния рисперидона на нейрокогнитивный дефицит, ассоциированного 

Некоторые исследователи считают, что нейрокогнитивный дефицит соответствует определенным нарушениям взаимодействия нейрональных систем 
Аннотация: Исследование нейрокогнитивного дефицита и социального познания раскрывает суть перфекционизма в невротическом расстройстве.

нейрокогнитивный дефицит наркология

нейрокогнитивный дефицит жданок
нейрокогнитивный дефицит и дисфункция со стороны вегетативной системы

нейрокогнитивный дефицит это

нейрокогнитивный дефицит определение
нейрокогнитивный дефицит

нейрокогнитивный дефицит википедия

нейрокогнитивный дефицит при шизофрении
нейрокогнитивный дефицит у пациентов с личностными расстройствами

нейрокогнитивный дефицит как психологический феномен
















Навигация