На рынке олигополии продавцы обладают существенной рыночной властью.  Подобное поведение изучает теория игр (game theory). Данная отрасль 
Характерные признаки олигопольного рынка и типы олигополистического поведения. Часть 1; | 2; | 3. Олигополия – рыночная структура, в которой 

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано 

Термин «олигополия» используется экономистами для обозначения конкуренции между сравнительно малым числом конкурентов. Олигополия – это синоним конкуренции между немногими. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. В реальной жизни типично олигополистическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая, производство компьютеров и др.
Олигополия – это рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.
Каждая фирма занимает на этом рынке такое положение, что ее решения и действия оказывают серьезное влияние на конкурентов. Ключевым признаком олигополии является то, что действия одной фирмы прямо влияют на остальных. Фирмы в отрасли взаимозависимы. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменяют цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Олигополист осуществляет свою политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом.
В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, а в других – агрессивно конкурируют, хотя это приводит к снижению прибыли. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо рассмотреть, как олигопольные фирмы принимают решение по объему производства и ценообразованию.
Нет единой модели олигополии, что объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, при олигополии могут существовать и существуют различные материальные условия конкуренции, ни одно из них не является типичным. Во-вторых, даже в случае данной конкурентной ситуации, фирмами могут быть избраны разные стратегии конкуренции. В зависимости от ситуации действия фирм и реакция на них со стороны многих конкурентов будут различными. Поэтому теория олигополии состоит из разных моделей, каждая из которых описывает определенный аспект олигополистического поведения.
Самая простая модель поведения олигополистов – это модель дуополии, когда две фирмы конкурируют друг с другом. Модель дуополии впервые была представлена французским экономистом О. Курно. Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Итоговое равновесие объемов производства называется равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент и в зависимости от этого может максимизировать прибыль.

Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята Допустим, что на рынке действуют две фирмы: Х и У. Как будет 

Наиболее распространенные и описанные в теории модели поведения таковы: модель кривой спроса с перегибом, модели конкуренции по доле рынка, кооперативные и некооперативные стратегии конкуренции, модели ценового лидерства, а также модели теории игр.
Модели олигополии могут строиться на кооперации между фирмами или на отсутствии кооперации. Между этими двумя типами поведения на рынке существует разница. Выбор между кооперацией и некооперацией ведет к различным результатам. Крайние случая – открытый сговор и олигопольная война. Некооперативное стратегическое поведение – это интенсивная конкуренция на олигополистическом рынке. Кооперативное стратегическое поведение означает, что олигополисты, входя в сговор, могут договориться (относительно цен, долей рынка, расходов на рекламу и т.п.) и действовать как единая монополия, совместно максимизируя прибыль отрасли.
Рассмотрим несколько моделей кооперативного и некооперативного поведения олигополистов.
Крайняя форма кооперации олигополистов – картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель формируется с целью ограничения конкуренции и формирования рыночных условий для получения членами картеля монопольной прибыли. Примером международного картеля является ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти. Члены картеля контролируют около 3/4 мировых запасов нефти. Подобно любой монополии ОПЕК стремится поднять цену на продукцию посредством согласованного сокращения объемов добычи нефти и определения уровней производства для каждого из государств-членов.
Фирмы могут не формировать картель в явном виде, а просто сотрудничать друг с другом. Такое сотрудничество часто называют молчаливым соглашением, или сознательным параллелизмом. Оно означает, что каждая фирма сознательно решает, без официальных переговоров и соглашения, что сотрудничество, а не соперничество с конкурентами лучше всего отвечает ее интересам.
В случае модели ценового лидерства одна из фирм действует на рынке как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои прибыли. Другие, более мелкие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают на уровне выпуска, максимизирующем их прибыли при такой цене. Фактически эти фирмы начинают принимать цену, установленную лидером, как данную. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Соперничающие фирмы принимают эту цену как данную.

На рынке олигополии ценовое поведение участников взаимообусловлено. Т.е. при изменении цены производитель все время 

Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора. Сговор – явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Существует олигополистическое поведение, не основанное на сговоре, – ломаная кривая спроса. В отраслях, имеющих ценового лидера, цены могут сохраняться на постоянном уровне довольно долго. Лидер, рискуя утратить свое положение, не объявляет об изменениях, которые могут быть отвергнуты. Но и другие фирмы не изменяют свои цены, когда изменяются условия формирования издержек или спроса. Объяснение этому дает модель с ломаной кривой спроса (рис. 10.3).
Фирма, не являющаяся ценовым лидером, полагает, что если бы она снизила цену, то ее соперники пошли бы по пути снижения, но если бы она повысила цену, то никто не последовал бы ее примеру.
Р 0 – действующая цена. Если бы нелидирующая фирма повысила цену выше этого уровня, то она потеряла бы часть своих покупателей. Для значений цены выше действующей кривая спроса на продукцию фирмы оказывается очень эластичной. Если фирма снизит цену, то она не очень-то преуспеет, так как соперники тоже снизят цены. Следовательно, кривая спроса оказывается более эластичной при ценах выше действующей цены Р 0, чем при более низких ценах. Как видно на рис. 10.3, наклон кривой спроса изменяется при цене Р 0, обусловливая перегиб кривой в точке А.
Рис. 10.3. Ломаная кривая спроса олигополиста
Так как кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. Нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой спроса, как показано пунктирными отрезками каждой кривой. В итоге издержки фирмы могут меняться, не вызывая изменения цен (см. рис. 10.3 – на отрезке АВ).
Модель ломаной кривой спроса не объясняет принципов олигопольного ценообразования, в частности, как устанавливается цена Р 0. Она полезна как свидетельство жесткости цен, но не как ее объяснение. Объяснение стабильности цены вытекает из «дилеммы заключенного» и из желания фирм избежать совместной разрушительной конкуренции цен.
Так как олигополистическая конкуренция во многом похожа на игру, в которой акция одной фирмы прямо влияет на ее конкурентов, для описания поведения олигополистов могут быть использованы модели теории игр.
Теория игр – теория, изучающая стратегическое поведение людей. Стратегическим называют поведение в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных ответных действий других субъектов рынка. Так как число фирм на олигополистических рынках невелико, каждая фирма должна выработать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Стратегический выбор может делаться с привлечением всех переменных, включая цены, выработку, рекламу, модификацию продукции, НИОКР и других сфер бизнеса, в которых фирмы зависят друг от друга. Результатом является награда за участие в игре, принимающая форму прибыли.
Игры «дилеммы заключенных» (или арестантов) представляют собой особенно важный для олигополии вид игр. Они позволяют понять суть решений фирмы кооперироваться или не кооперироваться с конкурентами. Рассмотрим пример «дилеммы заключенных». Двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления и посадили в изолированные камеры. С одной стороны, если оба заключенных признаются в совершении преступления, каждый получит срок заключения 5 лет. Если никто не признается, судебное расследование не будет доведено до конца и каждый получит по 2 года наказания. С другой стороны, если один заключенный сознается, а другой нет, тот, кто признался, получит один год заключения, а другой сядет в тюрьму на 10 лет. Какую же стратегию изберут арестанты? Один выберет наилучшее решение с учетом поведения первого. Результирующий набор результатов называется равновесием Нэша. Д. Нэш первым нашел решение этой модели игр. В соответствии с равновесием Нэша, каждый игрок поступает лучшим образом с учетом поведения других игроков.
Многие рынки имеют олигополистическую форму, но тем не менее конкуренция между ними существует. Поэтому, несмотря на высокий уровень концентрации производства, конкуренция между фирмами оказывается весьма интенсивной и по своим результатам близкой к совершенной. Для объяснения этого феномена в экономической теории используется понятие «потенциальная конкуренция». Дело в том, что появление новых фирм на рынке оказывает существенное воздействие на механизм его функционирования. Давление потенциальной конкуренции со стороны новых фирм способно полностью нейтрализовать антиконкурентный эффект олигополии, поэтому даже крупные фирмы опасаются завышать цены на своих уже поделенных рынках.
На практике же трудности олигополистического соглашения вытекают из разных условий спроса потребителей, высокой мобильности компаний, отлаженности рыночной инфраструктуры и, наконец, действующего антимо

Олигополия. Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:.

Олигополия – это синоним конкуренции между немногими.  Между этими двумя типами поведения на рынке существует разница.
Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов) . Так как на 

Глава 2. Механизмы поведения олигополистических фирм на современном рынке .1 Стратегия поведения фирмы в условиях олигополии и меры их 

Олигополия: стратегическое поведение фирм. §1. Основные признаки олигополистического рынка. Олигополия – наличие на рынке определённого 
Основные особенности рынка олигополии. Поведение олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование на рынке олигополии.

Олигополия - это тип рынка, на котором конкуренция несовершенна из-за в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором 

Олигополия — рынок, на котором несколько фирм продают  строить свою стратегию поведения на рынке с учетом не только собственных целей, 
Термин “олигополия” был введен в научный оборот английским Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только 

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется 

Олигополия на товарном рынке.  Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из 
Именно немногочисленность действующих на рынке фирм - стержневая Эта модель ценового поведения олигополии используется как в случае 

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке. 1. Нескоординированная олигополия, при 

Олигополия, рынок олигополии, олигополия конкуренция, условия олигополии,  Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется 
Специфика поведения фирм на рынке олигополии: Небольшое количество крупных фирм и их олигополистическая взаимозависимость – ключевые 

Следует выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум 

Формирование модели поведения олигополистов на рынке услуг сотовой  Математическая модель рынка олигополии гостиничных услуг и метод 
Олигополия модели кооперативного и не кооперативного поведения. развития такая модель рынка как конкурентная олигополия нуждается в более 

Изучение признаков олигополии на примере рынка нефтепродуктов РФ. согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.

Олигополия является достаточно часто встречающейся структурой, которая известна разнообразными моделями поведения на рынке и формами 
Олигополия. Теория игр и экономическое поведение. необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка.

олигополия поведение на рынке шапка

олигополия поведение на рынке корову
поведение олигополии на рынке

олигополия поведение на рынке

олигополия поведение на рынке продали



























Навигация