2015 Нейропсихологический подход к профориентации школьников · Хохлов Н.А. в журнале Профессиональное образование и рынок труда, № 1/2 (14) 
Журнал. Успехи современного естествознания. – 2005. – № 8 – С. 54-55. Раздел Любой специалист выходит на рынок труда со своим специфическим «Профессиональное образование и рынок труда», 15-20 апреля 2005 г.

образования. Ключевые слова: 20 ПРОФЕССИ0ндльн0E0ьPдзовдниги Рынок тРyДА Научно-методический электронный журнал. «Концепт».

Социально-психологическая характеристика рынка труда преподавателей английского языка в современной России Флеров Олег Владиславович
кандидат педагогических наук
заместитель заведующего, ЧОУ ВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"
115432, Россия, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, 12, стр. 1, каб. 313
Flerov Oleg Vladislavovich
PhD in Pedagogy
associate professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at private educational institution Moscow Witte University
115432, Russia, g. Moscow, pr-d 2-I kozhukhovskii, 12 str 1, kab. 313
olegflyoroff@yandex.ru
Аннотация. Объектом исследования в предлагаемой статье является рынок труда преподавателей английского языка, предмет исследования – востребованность педагогов, требования к ним, а также их поведение на нём. Автор исследует особенности поиска работы и трудоустройства преподавателей английского языка в различных учебных учреждениях, а также требования, предъявляемые к ним в процессе профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме социального статуса данной профессии в условиях глобализации, рыночной экономики, а также экономического спада в России. Методом исследования автора в статье является анализ вакансий на ведущих российских интернет-порталах по трудоустройству (hh.ru, superjob.ru, rabota.ru, job.ru) на предмет требований, предъявляемых к преподавателям, а также собственного опыта преподавания английского языка в различных учебных учреждениях Основные выводы автора статьи сводятся к тому, что востребованность, занятость и финансовое благополучие преподавателей английского языка зависит в первую очередь от сферы дополнительного образования и частных репетиторских услуг. Эти сферы оказались существенным образом затронуты спадом отечественной экономики, что привело к тому, что преподавателям нужно ещё больше приспосабливаться к работе в контексте образовательного маркетинга и клиенто-ориентированного подхода, эффективность которого с чисто педагогических позиций представляется весьма спорной. Новизна статьи состоит в том, что рынок труда проанализирован вне контекста экономической статистики, а с позиций поведения на нём преподавателя английского языка как его субъекта.
Ключевые слова:
преподаватель английского, вакансия, работа, школа, колледж, вуз, образование, рынок труда, востребованность, поиск работы
DOI: 10.7256/2409-8647.2015.4.16056
Дата направления в редакцию:
05-08-2015
Дата рецензирования:
06-08-2015
Дата публикации:

Журнал «Профессиональное образование и рынок труда» (ISSN 2307-4264) выпускается с 2013 года. Издание посвящено вопросам взаимодействия 

10-01-2016
Abstract. Object of research in the offered article is labor market of teachers of English, an object of research – a demand of teachers, requirements to them, and also their behavior on it. The author investigates features of job search and employment of teachers of English in various educational institutions, and also requirements imposed to them in the course of professional activity. The special attention is paid to a problem of the social status of this profession in the conditions of globalization, market economy, and also economic recession in Russia.Method of research of the author in article is the analysis of vacancies on the leading Russian Internet portals on employment (to hh.ru, superjob.ru, rabota.ru, job.ru) regarding requirements imposed to teachers and also own experience of teaching English in various educational institutions the Main conclusions of the author of article are reduced to that a demand, employment and financial wellbeing of teachers of English depends first of all on the sphere of additional education and private tutorial services. These spheres were essentially affected by recession of domestic economy that led to that teachers need to adapt even more to work in the context of educational marketing and customer-oriented approach which efficiency from purely pedagogical positions is represented very disputable. Novelty of article consists that labor market is analysed out of a context of economic statistics, and from positions of behavior of the teacher of English on it as his subject.
Keywords: English teacher, vacancy, job, school, college, institute, education, labor market, demand, job-seeking
Непростая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее время, затронула все социальные институты и сферы жизни общества. Не стала исключением и сфера образования. При этом одним из наиболее острых вопросов в данном контексте сегодня является трудоустройство и занятость её работников (как, впрочем, и работников многих других сфер). В современной российской истории педагогические профессии никогда не считались одними из престижных: в 1990-е они были очень низко оплачиваемыми, в середине 2000-х стал наблюдаться существенный рост зарплат преподавателей, в результате чего в сферу образования пошло работать значительно больше людей, но всё равно по-настоящему социально престижной и экономически выгодной работа учителя за такой достаточно короткий отрезок времени не стала.
Тем не менее, основным плюсом данной профессии в нашей стране всегда считалась её стабильность и социальная востребованность. Работу учителя принято было позиционировать (в том числе студентам педагогических колледжей и вузов) как «вечную профессию» в противопоставлении работе в фирмах, которые «постоянно открываются и закрываются». Между тем в последнее время среднестатистический преподаватель отнюдь не может похвастаться тем, что его работа стабильна, в виду определённых объективных причин, основными из которых являются резкое уменьшение учебной нагрузки из-за демографического кризиса и реорганизация учебных учреждений.

Научно-аналитический журнал "Инновации и инвестиции" телеконференция «Профессиональное образование и рынок труда» 

Статус педагога в обществе в контексте рыночной экономики, то есть образовательных услуг – тема для очень глубокого социального, педагогического и даже философского анализа, которую невозможно осветить в рамках статьи, поэтому в данной работе автор предпринимает попытку проанализировать современный рынок труда на предмет востребованности преподавателей иностранных языков в России, раскрыв при этом специфику работы этих педагогов.
Такой выбор обусловлен следующими причинами.
1) Автор статьи сам является профессиональным преподавателем английского.
2) Преподаватели английского (как и других иностранных языков) традиционно считались «особой кастой» среди остальных педагогических профессий. Преподавать иностранный язык обычно считается более престижно и экономически выгодно, нежели другие предметы (по крайней мере, среди школьных).
3) Считается, что преподаватели иностранного языка значительно более востребованы на рынке труда, чем другие педагоги и получают в разы больше остальных, поскольку «без знания английского сейчас никуда».
Английский язык как учебная дисциплина, действительно, обладает спецификой, которая определяет состояние рынка труда его преподавателей, при этом основными её чертами являются следующие.
1) Английский практически невозможно изучить самостоятельно в домашних условиях, несмотря на большое число самоучителей, тем более, что он как правило является для человека первым иностранным языком, то есть у него нет опыта освоения неродного языка.
2) Английским нужно заниматься регулярно и на протяжении достаточно долгого времени для достижения результата. Обучающийся не может быть «натаскан» на язык, если речь идёт о хорошем владении им.
3) Английский язык как дисциплина входит в федеральный компонент содержания образования, поэтому изучается всеми в аккредитованных учреждениях всех ступеней (школа – колледж – вуз) в независимости от специальности и направления подготовки.
4) Английский язык значительно больше других дисциплин традиционно востребован в учреждениях дополнительного образования (курсы) и в частной преподавательской практике (репетиторство).
Именно последний пункт делает преподавание английского более экономически выгодным и перспективным, чем многие другие педагогические профессии. Если говорить только о статусе профессии преподавателя английского языка вне контекста востребованности, то вроде бы в эпоху глобализации, телекоммуникационных технологий и межкультурной коммуникации, он должен повышаться, но с другой стороны сейчас даже отличным знанием английского в России уже никого не удивишь. Огромное количество информации на этом языке вокруг нас, в том числе и в Интернете создаёт впечатление об английском как о чём-то повседневном и привычном. Ещё в 1990-е годы, не говоря уже про Советский Союз, преподаватели английского были пусть и искусственными, но всё же носителями западной культуры, сегодня же, когда даже у рядового россиянина есть возможность общаться с настоящими иностранцами, эта «магия» совершенно утратилась, поэтому сложно сказать, является ли преподавание английского в 2010-х более престижным, чем оно было пару десятилетий назад, тем более что сейчас существует тенденция, что выгоднее быть специалистом со знанием английского, нежели специалистом только по английскому [1, с. 28-29].
Сегодня преподаватели английского испытывают в плане трудоустройства те же сложности, что и многие другие специалисты: сокращение числа вакансий, ужесточение конкуренции на рынке труда, как следствие этого, более высокий уровень требований и разборчивость работодателей. В принципе от этого можно было бы абстрагироваться, поскольку ситуация совершенно объективная, и в таких условиях сейчас находятся специалисты очень многих профессий, но есть несколько факторов, которые следует учитывать, говоря о рынке именно педагогического труда.
Во-первых, преподаватель – очень специфическая профессия, не имеющая «смежных» родов деятельности, то есть тех, где львиная доля навыков педагога могла бы быть эффективно использована. Именно поэтому преподавателю (особенно немолодому) очень тяжело устроиться на другую квалифицированную работу, если у него нет соответствующего опыта. Интересно, что устроиться на работу средней квалификации у преподавателя шансов тоже не очень много, поскольку в офисе бывший педагог может восприниматься как человек, «который будет всех учить». Например, на должность менеджера по продажам при отсутствии опыта про

Начальное профессиональное образование СПО текущего года поступают в вузы, не выходя на рынок труда, а всего около 70% из 

Актуальные вакансии компании Журнал "Профессиональное образование и рынок труда". Поиск вакансий от прямых работодателей в 
Читайте в журнале "Профессиональное образование. Столица" №10 В.М. Саввинов: Рынок труда в регионах: чем недовольны производственники?

Издательство, Автономная некоммерческая организация "Редакция журнала Профессиональное образование и рынок труда" 

Интернет-портал "Среднее профессиональное образование РФ"  Регионы России. Материалы конференций "Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах  Журнал "Педагогика Культуры"
Переход из одного сегмента рынка труда в другой – весьма редкое явление Среднее профессиональное образование (колледжи) 

Онлайн подписка на журнал Профессиональное образование и рынок труда (ПОРТ) (Екатеринбург) - Агентство подписки «Деловая пресса»

Журнал входит в Перечень научных изданий Республики Беларусь для  «Профессиональное образование и рынок труда», «Образование взрослых», 
Профессиональное образование и рынок труда. Тематика журнала: Общественные науки, Образование, Педагогика, Психология, Социология и 

рынка труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». образовательных услуг, рынок труда, профессиональное образование, вуз, 

Профориентация, профессиональная социализация, образовательный маркетинг. Журнал «Профессиональное образование и рынок 
Инновации в профессинальном образовании - тема июньского номера журнала Участники - лучшие эксперты русскоязычного рынка elearning.

Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 10 / 2011. Взаимодействие сферы высшего образования и регионального рынка Взаимосвязь регионального рынка труда и сферы профессиональной 

профессионального образования на рынке труда Волгоградской  и качества профессиональной подготовки кадров для народного 
веков в России произошел устойчивый рост количества профессиональных анализ ситуации на рынке труда и востребованность выпускников «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.469.

Приоритетные тематики журнала: профессиональное образование и рынок труда; сравнительный анализ систем профессионального 

Производственно-практический, научно-методический журнал  образование за рубежом», «Профессиональное образование и рынок труда»,«Слово 
Журнал. Профессиональное образование в системе обеспечения Ключевыеслова: рынок труда , высококвалифицированные рабочие, модели 

В Ангарске в рамках недели профессионального образования форума «Образование За круглым столом на тему «Профессиональное образование и рынок труда: выявление запросов и оценка качества» Иркутский техникум 

Название издания: Научно-информационный журнал «Профессиональное образование и рынок труда». Тип издания: Периодический журнал.
Редакция журнала приняла решение: со второго полугодия 2017 года статьи, вниманию очередной номер журнала «Профессиональное образование в России и взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда.

Дополнительное профессиональное образование госслужащих в эффективного взаимодействия образования и рынка труда.

1. современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста с образованием, его личностным 
теги: дополнительное профессиональное образование, качество публикацию ответов на вопросы журнала участников I Всероссийского медиапроекта в необходимым условием подъема экономики и обеспечения рынка труда 

Решение проблемы сбалансированности рынка труда является одним из специалистов предпочитают получать профессиональное образование 

профессиональное образование и рынок труда журнал сайт
профессиональное образование и рынок труда журнал











Навигация