Общее у государственных и муниципальных облигаций в том, что они  Если вам понадобится продать облигации, на рынке в этот 
Изменение государственного устройства России, становление Рынок муниципальных облигаций на данном этапе рос достаточно 

Изменение государственного устройства России, становление Рынок муниципальных облигаций на данном этапе рос достаточно 

Аннотация: В статье проведен анализ развития и становления муниципальных облигаций в России как инструмента финансирования муниципальных расходов, отражены проблемы развития рынка муниципальных ценных бумаг. Приведена периодизация выпусков муниципальных облигационных займов в период с 1992 по 2009 г., дан обзор изменений законодательства и их влияния на процесс развития этого сектора рынка ценных бумаг.
Abstract: The article analyzes the development and establishment of municipal bonds in Russia as a means of financing municipal expenditures, reflecting the problems of market development of municipal securities. Shows the periodization issue municipal bond issues in the period from 1992 to 2009, provides an overview of legislative changes and their impact on the development of this sector of the securities market.
Ключевыеслова : ценные бумаги, облигации, муниципальные финансы, финансирование, займ, рынок ценных бумаг.
Keywords : securities, bonds, municipal finance, financing, loans, securities market.
Пенюгалова А.В.
penugalova@mail.ru
Пышнограй А.П.
mprege.n@inbox.ru
Изменение государственного устройства России, становление трёхуровневой бюджетной системы, основанной на принципе самостоятельности бюджетов, актуализировали проблемы привлечения средств на реализацию региональных социально-экономических программ.
Начальной точкой развития рынка муниципальных ценных бумаг в постсоветский период можно считать 1992г, когда началась эмиссия первых региональных облигационных займов. Активный импульс к применению муниципальными властями данного вида долговых инструментов дало принятие Закона РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который предполагал возможность выпуска муниципальных займов органами местного самоуправления для финансирования расходов, связанных с развитием социальной и промышленной инфраструктуры.
Рынок муниципальных облигаций на данном этапе рос достаточно стабильными темпами. С марта 1992г. (выпуск облигаций Хабаровского края) по 1995 г. было зарегистрировано более 40 облигационных займов муниципальных и региональных органов власти на сумму, превышающую 3 трлн. неденоминированных рублей. Часть эмитентов выпустила сразу несколько облигационных займов (Московская область - 6, Ленинградская – 3).
В сравнении с 1996 г. выпуск муниципальных ценных бумаг в 1997 увеличился более чем в 2,5 раза. Суммарный объем муниципальных облигационных займов в этот период составил немногим менее 30 трлн. неденоминированных рублей. В первой половине 1998 г. были зарегистрированы 28 облигационных займа на общую сумму свыше 13 млрд. деноминированных рублей.

знать. □ значение и структуру рынка государственных ценных бумаг; Так, эмитентом муниципальных облигаций Казани выступает мэрия Казани, 

В 1997 было отмечено активное вмешательство Министерства финансов РФ в развитие рынка муниципальных ценных бумаг, которое обеспечило выпуск так называемых «агро-» и «энергетических» облигаций. Эти ценные бумаги были выпущены для обеспечения гарантий региональными органами власти задолженности перед федеральным бюджетом. Такое решение вызвало активный рост рынка муниципальных облигаций. Отмечено 193 выпуска агрооблигаций и 8 - энергетических облигаций на сумму превышающую 7 трлн. неденоминированных рублей.
Рост рынка муниципальных облигаций все же не привел к положительному результату, так как выпуск большей их части был инициирован Минфином РФ. Кроме того, одной из особенностей данного вида ценных бумаг стала стандартность их выпуска. Облигации выпускались равными сериями при одинаковой доходности (10% годовых). Ввиду сложившихся предкризисных условий инвесторы вправе были ожидать дефолта по таким облигациям из-за несостоятельности ряда эмитентов. Кроме того, значительная часть агрооблигаций так и не была размещена Минфином РФ.
Несостоятельность рынка «агро-» и «энергетических» облигаций была подтверждена в 1998 г, когда многие эмитенты оказались неспособными обеспечивать свои обязательства.
Развитие рынка муниципальных ценных бума происходило и в других направлениях. В период 1997-1998 гг. были зарегистрированы выпуски еврооблигаций Санкт-Петербургом, Москвой и Нижегородской областью. Размещение еврооблигаций в 1998 г. происходило с учетом того, что многие инвесторы, оценив тенденции обращения российских ценных бумаг, вправе были ожидать дефолта ряда несостоятельных эмитентов. Вследствие недоверия иностранных инвесторов к лету 1998 г. эмиссия региональных еврооблигаций была приостановлена.
В период отказа правительства от платежей по государственным ценным бумагам погашение обязательств по муниципальным облигациям тоже было приостановлено. Даже достаточно платежеспособные эмитенты - Московская и Ленинградская области - объявили дефолт.
В кризисный период правительством разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на финансовую поддержку регионов, и, как следствие, рынок региональных и муниципальных ценных бумаг. В Бюджетном кодексе РФ разграничиваются полномочия бюджетов разных уровней, обозначаются максимально допустимые объемы обязательств по муниципальным займам, а закон «Об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций» определяет порядок выпуска муниципальных облигационных займов.

знать. □ значение и структуру рынка государственных ценных бумаг; Так, эмитентом муниципальных облигаций Казани выступает мэрия Казани, 

Кризис на рынке муниципальных ценных бумаг продолжался до середины 1999 г., когда были отмечены первые реальные и действенные шаги к выходу из сложившейся ситуации.
Закон №162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» определил основные принципы перевода государственных ценных бумаг, выпущенных в СССР, на долговые инструменты РФ. И, несмотря на то, что Постановление Правительства от 29 января 2000 г., устанавливающего процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг, было впоследствии приостановлено (постановление от 21 июля 2009 г), такой шаг государства значительно повлиял на уровень доверия граждан и потенциальных инвесторов к государственным и муниципальным ценным бумагам.
Докризисных показателей удалось достигнуть лишь в 2002 г., когда по итогам года было зарегистрировано 49 новых выпусков муниципальных облигаций, но уже в 2003 г. объем рынка достиг 50 млрд р. Наиболее крупными эмитентами продолжали оставаться Москва и Санкт-Петербург. Так, Москва разместила муниципальных облигаций в 2003 г. на 3 млрд р., но, в отличие от докризисного периода, на муниципальном рынке ценных бумаг активизировались другие регионы.
Рост объемов муниципальных облигационных займов продолжился и в 2004 году, достигнув более 120 млрд р. Кроме того, возросла активность вторичного рынка. Объем сделок по муниципальным ценным бумагам превысил 560 млрд р., что повлекло значительный прирост ликвидности (коэффициент оборачиваемости достиг значения 4,4). Появились новые, значительные по объемам заимствования эмитентов, что привело к падению доли Москвы на рынке ниже 50%. Тем не менее, Москва и Санкт-Петербург, как эмитенты с наиболее продолжительной историей эмиссии облигаций и высоким уровнем доверия, выпустили к этому периоду заимствований объемом до 60% всего рынка. Кроме того, уровень ликвидности этих бумаг выше облигаций других эмитентов. Активно начали участвовать в выпуске облигаций и другие регионов РФ – Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области и др. Зарекомендовав себя постоянными участниками рынка, эти эмитенты по мере необходимости проводили новые эмиссии ценных бумаг.
Одной из приоритетных задач эмитентов в период 2004-2006 гг. была временная оптимизация заимствований, которая позволила проводить секьютиризацию ценных бумаг за счет эмиссии новых облигаций с более продолжительным периодом обращения. Кроме того, основным фактором сдерживания роста рынка продолжала оставаться низкая доходность и медленно растущая ликвидность ценных бумаг. Несмотря на это, уже в 2006 г. было зарегистрировано более 110 выпусков муниципальных облигаций общим объемом 190 млрд р. Подобный рост был отмечен и в 2007 г., когда объем выпущенных облигаций составил более 300 млрд р.
Федеральный закон № 141-ФЗ закрепил изменения в законе «Об ипотечных ценных бумагах», которые были направлены на совершенствование механизмов эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно с этими поправками ФСФР России были разработаны нормативно-правовые акты по регулированию процедуры эмиссии и обращения ипотечных облигаций.
Однако следует отметить, что в течение последних лет происходит медленное, но постоянное сокращение объемов новых заимствований на рынке муниципальных облигаций. Так, по данным о рублевых облигационных займах, торгуемых на ФБ ММВБ, с начала 2006 г. их объемы постепенно снижаются на 5-7% ежегодно.
Влияние кризисных явлений на мировом финансовом рынке отразилось и на российском рынке муниципальных ценных бумаг. Одной из причин возникновения сложной ситуации с обращением ценных бумаг послужило то, что к концу 2008г. ряд эмитентов муниципальных облигационных займов столкнулись с проблемой снижения кредитоспособности по обслуживанию краткосрочного долга. Следствием этого стало снижение кредитного рейтинга ряда эмитентов, в том числе и такого крупного, как Московская область. Следует учесть и то, что даже в периоды бурного роста рынка ценных бумаг рейтинг большинства эмитентов муниципальных ценных бумаг не превышал «В» и «ВВ».
• рост потребности в рефинансировании уже выпущенных займов;
• постепенное истощение бюджетных резервов, которое связано с отрицательным денежным потоком на протяжении 2008-2009 гг.;
• возрастание дефицита муниципальных бюджетов;
• снижение показателей ликвидности
Следует отметить, что если на начальном этапе развития рынка муниципальных ценных бумаг кризисные моменты эмиссии облигационных займов осуществлялись на краткосрочный период и для покрытия текущих кассовых разрывов, то в периоды стабильного функционирования выпускались и облигации для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру.
На первом этапе с 1992 г. эмиссия муниципальных ценных бумаг проходила в слабо отрегулированных с точки зрения законодательства условиях. Это не помешало, тем не менее, ряду эмитентов начать активный выпуск обли

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных и муниципальных ценных бумаг» классификация государственных 

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных  и муниципальных ценных бумаг» классификация государственных 
Характеристика муниципальных облигаций Самый большой в мире рынок муниципальных займов - в 

Характеристика муниципальных облигаций Самый большой в мире рынок муниципальных займов - в 

2.2 Анализ развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций. 3. Совершенствование механизма выпуска и обращения государственных 
Муниципальные облигации — облигации, выпускаемые городскими, местными Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и Первичный рынок муниципальных облигаций в США основан на 

рынка государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ. Особое внимание уделяется инфраструктуре рынка государственных облигаций, 

рынка государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ. Особое внимание уделяется инфраструктуре рынка государственных облигаций, 
Анализ развития рынка государственных облигаций Вьетнама. Попов Г. Ю. и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций.

Анализ развития рынка государственных облигаций Вьетнама. Попов Г. Ю. и размещения выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций.

Виды государственных и муниципальных ценных бумаг  обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций см. приказ Минфина РФ 
Виды государственных и муниципальных ценных бумаг обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций см. приказ Минфина РФ 

Рынок государственных ценных бумаг представлен прежде всего Муниципальные облигации получили развитие в ряде государств в силу 

Рынок государственных ценных бумаг представлен прежде всего  Муниципальные облигации получили развитие в ряде государств в силу 
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен- рынка субфедеральных и муниципальных облигаций в сравнении с 

особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен- рынка субфедеральных и муниципальных облигаций в сравнении с 

привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, 
привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, 

Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов 

Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно  на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов 
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Развитие рынка муниципальных облигаций во многих странах часто сдерживается 

Правовое регулирование рынка государственных ценных бумаг. 3.2. о целевом характере выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.

Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг  Развитие рынка муниципальных облигаций во многих странах часто сдерживается 
Правовое регулирование рынка государственных ценных бумаг. 3.2. о целевом характере выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.

Объектом работы выступил рынок государственных ценных бумаг. особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных 

Объектом работы выступил рынок государственных ценных бумаг.  особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных 
В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг обращению (купле-продаже) на биржевых и внебиржевых рынках.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг обращению (купле-продаже) на биржевых и внебиржевых рынках.

Классификация нормативных правовых актов, регулирующих рынок государственных и муниципальных ценных бумаг В данной главе рассматриваются 
Классификация нормативных правовых актов, регулирующих рынок государственных и муниципальных ценных бумаг В данной главе рассматриваются 

Государственные и муниципальные облигации. Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов 

Государственные и муниципальные облигации.  Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов 
Рынок государственных ценных бумаг Великобритании. Государственные долговые Кроме них имеются и другие виды государственных облигаций.

Рынок государственных ценных бумаг Великобритании. Государственные долговые Кроме них имеются и другие виды государственных облигаций.

Что такое рынок облигаций.  Государственные и муниципальные облигации действуют аналогично корпоративным, меняется только должник.
Что такое рынок облигаций. Государственные и муниципальные облигации действуют аналогично корпоративным, меняется только должник.

Какова роль долговых обязательств государства (облигаций) как операции Охарактеризуйте рынок государственных и муниципальных ценных бумаг.

Какова роль долговых обязательств государства (облигаций) как операции  Охарактеризуйте рынок государственных и муниципальных ценных бумаг.
России, являются кризис государственных финансов и неурегули- рованность Позитивным фактором развития рынка муниципальных облигаций.

Регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
рынок государственных и муниципальных облигаций

Навигация